ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Потомки рабовладельцев и порабощенных жителей Карибского бассейна добиваются возмещения ущерба в ООН

Великая Эпоха
Исторический памятник рабам в Каменном городе, Остров Занзибар, Танзания, Африка (Іstockphoto)

Потомки рабовладельцев и рабов в Карибском бассейне объединяются, чтобы продвигать идею компенсации за прошлые преступления. Таким образом, по словам посла Антигуа в ООН, «разговоры о возмещении ущерба перестали быть табу», пишет AP News.

Прапраправнук британского премьер-министра XIX века Уильяма Гладстона заявил, что семь лет назад он с ужасом узнал, что его предки были рабовладельцами на Ямайке и в Гайане.

А бывшая журналистка BBC Лора Тревельян рассказала, что после того, как в 2013 году в Интернете появились записи британской Комиссии по компенсации рабов, она узнала, что один из ее предков, сэр Джон Тревельян, владел плантациями сахарного тростника в Гренаде и около 1000 порабощенных людей.

На прошлой неделе они выступали на встрече в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, где впервые потомки рабовладельцев и порабощенных жителей бывших британских колоний в Карибском бассейне сидели за одним столом с дипломатами и экспертами из этих стран, обсуждая спорный вопрос о возмещении ущерба.

«Это было историческое событие», — сказала Тревельян, которая была модератором встречи в кулуарах недельной сессии Постоянного форума ООН по проблемам лиц африканского происхождения.

Примерно с 1500 года миллионы западноафриканцев были отправлены работать в основном на плантации в странах Карибского бассейна и Америки, включая юг Соединенных Штатов. Глава ООН по правам человека Фолькер Тюрк заявил на форуме, что, по оценкам, от 25 до 30 миллионов африканцев были вывезены с целью рабства.

Лишь немногие страны извинились за свою роль в рабстве, а вопрос о возмещении ущерба стал предметом долгих споров.

Базирующийся в Женеве Совет по правам человека уже много лет призывает к глобальным действиям, включая возмещение ущерба, извинения и реформы образования, чтобы загладить вину за расизм в отношении лиц африканского происхождения. Карибское сообщество из 15 стран, известное как CARICOM, разработало план из 10 пунктов по возмещению ущерба, начиная с требований к европейским странам, где содержали и продавали порабощенных людей, принести официальные извинения.

Тюрк отметил заявление Европейского союза от 2023 года, в котором выражается глубокое сожаление по поводу «невыразимых страданий», вызванных трансатлантической работорговлей, а также то, что Африканский союз объявил 2025 год «Годом справедливости для африканцев и лиц африканского происхождения через возмещение ущерба».

На встрече потомков порабощенных людей и рабовладельцев во вторник Тревельян рассказала о решении своей семьи принести извинения Гренаде и сделать взнос в размере 100 000 британских фунтов (около 133 000 долларов США) на нужды образования в этом карибском островном государстве.

Поездка в Гренаду с семьей и извинения «прошли не совсем гладко», сказала Тревельян, которая покинула BBC и стала участницей кампании за возмещение ущерба. Одна группа протестовала, считая, что извинения неадекватны, а денег недостаточно.

На встрече также присутствовала Эйди Уокер, которая сказала, что была шокирована, когда тест ДНК показал, что она не только преимущественно шотландско-ирландская, но и частично нигерийская, а затем узнала, что ее прапрапрадед, переехавший в Новую Зеландию, был сыном рабовладельца на Ямайке по имени Джон Малкольм и африканской экономки.

По словам Уокер и ее сестры Кейт Томас, когда они узнали об этом, то почувствовали, что должны что-то предпринять.

По словам Томас, она узнала, чем занимается Тревельян, и связалась с Вереном Шепардом, заслуженным профессором и заместителем председателя комиссии по возмещению ущерба CARICOM, который посоветовал сестрам начать с извинений.

Чарльз Гладстон, тем временем, заявил, что испытывает «глубокое чувство вины» после того, как узнал, что отец бывшего премьер-министра Гладстона владел поместьями с порабощенными людьми, и что большая часть его привилегированной жизни «была, по сути, связана с этим преступным прошлым».

Он извинился перед Гайаной и Ямайкой и постарается сделать что-то «для того, чтобы мир стал лучше».

В то время как роль Великобритании в отмене рабства в 1833 году широко освещается, сказал Гладстон, ее участие в торговле «было полностью похоронено». По его словам, историю необходимо рассказать, потому что «зло этого преступления против человечества не является историческим, оно очень, очень глубоко ощущается сегодня».

Заместитель посла Великобритании в ООН Джеймс Кариюки присутствовал на встрече, но не выступал. Британское представительство, к которому обратились за комментарием, 25 февраля направило в парламент заявление министра развития Аннелизы Доддс, в котором она и премьер-министр Кир Стармер «абсолютно четко заявили, что мы не будем осуществлять денежные переводы и выплаты в страны Карибского бассейна».

Гладстон сказал, что сторонники репараций должны продолжать работать вместе. «Если тысячи таких семей, как его, встанут и скажут: "Мы хотели бы что-то с этим сделать", тогда есть шанс, что правительство Британии сможет предпринять что-то более существенное», — сказал он.

Томас согласилась. «Если мы сможем собрать цифры, то это может повлиять на институты и правительства, чтобы они начали действовать», — сказала она.

Шепард, преподававший в Вест-Индском университете, говорит, что извинений было принесено не так много, и, хотя некоторые европейцы выражают раскаяние или сожаление по поводу рабства, «никто не говорит о возмещении ущерба».

Арли Гилл, председатель Национальной комиссии по возмещению ущерба Гренады, сказал, что, однако, он видит позитивное движение в сторону репарационного правосудия во всем мире и считает, что «мы находимся на хорошем пути к тому, чтобы эти преступления против человечества были признаны колониальными державами».

Посол Антигуа в ООН Уолтон Вебсон, который является председателем фракции послов стран Карибского бассейна, завершил встречу словами: «Мы достигли того момента, когда разговоры о возмещении ущерба перестали быть табу».