ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Головоломка Европы: распределение 30 000 просителей убежища до конца года

Великая Эпоха

Европейский Союз сталкивается с серьезным вызовом: распределить не менее 30 000 просителей убежища между своими государствами-членами до конца года. Эта задача оказывается особенно сложной в условиях, когда каждая страна заявляет о невыносимом миграционном давлении.

Флаги Европейского Союза перед штаб-квартирой в Брюсселе, 11 сентября 2025 года. Фото: (NICOLAS TUCAT/AFP via Getty Images)

Гигантская реформа миграционной политики, принятая ЕС в 2024 году, вскоре вступит в силу. Цель амбициозной инициативы радикально изменить управление миграционными потоками на европейском континенте, в частности путем внедрения нового механизма солидарности между странами.

Система солидарности с двумя скоростями

Новая законодательная база устанавливает бинарную классификацию государств-членов. С одной стороны, Брюссель определяет страны, которые сталкиваются со значительным «миграционным давлением», оценивая их по нескольким показателям: объему нелегальных прибытий, операциям по спасению на море и другим объективным критериям. Средиземноморские страны, такие как Испания, Греция и Италия, естественно, попадают в эту категорию, поскольку расположены на основных миграционных маршрутах.

С другой стороны, государства, которые считаются менее уязвимыми, должны будут выбрать между двумя вариантами: принять квоту беженцев, переселенных из находящихся под давлением стран или уплатить значительный финансовый взнос в размере 20 000 евро за каждое лицо, которое не было переселено.

Когда все говорят, что они перегружены

Главная сложность заключается в тревожной реальности: по данным источников Европейской комиссии, все двадцать семь членов считают, что находятся под миграционным давлением. Каждый выдвигает свои аргументы, чтобы повлиять на методологию расчетов исполнительной власти в Брюсселе.

Швеция отмечает принятие 300 000 беженцев за десятилетие, что является значительным объемом для страны среднего размера. Бельгия указывает на полную перегрузку своей инфраструктуры для приема беженцев. Германия напоминает о принятии более миллиона украинских беженцев. Франция, со своей стороны, отмечает интенсивность своих морских спасательных операций в ответ на попытки пересечь границу в Соединенное Королевство.

Решение, которое постоянно откладывается

Первоначально запланированное несколько недель назад представление Комиссией окончательного распределения было неоднократно отложено. Объявление ожидается в ближайшие дни. Эта классификация станет основой для переговоров между европейскими столицами с целью определения конкретных обязательств каждой из них.

Ставка высока: текст предполагает ежегодный минимум в 30 000 переселений, с обязанностью достичь окончательного соглашения к концу декабря. Но в нынешнем политическом климате, характеризующемся подъемом правых и ультраправых сил, обнаружить правительства, готовые принять беженцев, будет особенно сложно, даже несмотря на то, что количество нелегальных мигрантов уменьшается.

Общее недоверие парализует дискуссии

«Это очень деликатный баланс», – анализирует Камиль Ле Коз, директор Migration Policy Institute Europe. Специалист указывает на удручающий фактор: полное отсутствие взаимного доверия между государствами-членами по этим чувствительным вопросам.

Несколько северных стран, в частности Германия, Бельгия и Нидерланды, обвиняют находящиеся на первой линии средиземноморские страны в том, что они закрывают глаза на выезд мигрантов на их территории, вместо того, чтобы рассматривать их заявления в соответствии с европейским правом. Эти обвинения категорически отрицаются соответствующими государствами.

«Немцы нервничают, напряжение в отношениях с итальянцами и греками по этому вопросу было очень высоким», – признается европейский дипломат, пожелавший остаться анонимным. Он продолжает: «Это не совсем просто, потому что все смотрят друг на друга и задаются вопросом: не получит ли другое государство-член лучшие условия?»

Эта атмосфера общей подозрительности значительно усложняет достижение европейского консенсуса по вопросу, который и без того является политически взрывным.

AFP