Европейские чиновники заявили, что Иран не принял необходимых мер, чтобы предотвратить вступление в силу в следующем месяце санкций ООН в отношении его ядерной программы.
Министры иностранных дел Германии, Франции и Великобритании (E3), а также верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас 17 сентября провели телефонные переговоры с министром иностранных дел Ирана Аббасом Арагчи.
Затем министерство иностранных дел Германии заявило, что европейские дипломаты «подчеркнули, что Иран еще не принял разумных и конкретных мер, необходимых для продления резолюции 2231».
«Иран должен возобновить переговоры, разрешить инспекции на чувствительных объектах и управлять своими запасами высокообогащенного урана», — добавило министерство. «E3 вновь заявили о срочности и своей решимости вновь ввести санкции в случае отсутствия конкретных действий в ближайшие дни».
Резолюция 2231 была единогласно принята Советом Безопасности ООН в июле 2015 года в поддержку Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) с Ираном. Она предусматривает механизм возврата к нормальному положению (snapback mechanism), который восстановит все санкции ООН против Ирана, если Тегеран не будет в полной мере соблюдать условия СВПД.
Механизм возврата к нормальному положению вступит в силу в течение нескольких недель, если Совет Безопасности ООН не примет решение о его приостановлении. Россия и Китай, оба являющиеся постоянными членами Совета Безопасности, не имеют права наложить вето на этот механизм.
Каллас сказала, что окно для поиска дипломатического решения «закрывается очень быстро».
«Мы находимся в нескольких неделях от повторного введения международных санкций», — заявила Каллас. «Иран должен принять надежные меры для удовлетворения требований Франции, Великобритании и Германии, что подразумевает полное сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии и немедленное разрешение инспекций всех ядерных объектов».
В случае восстановления санкций ООН активы Ирана за рубежом будут заморожены, будет введено эмбарго на продажу оружия Тегерану и приняты другие меры для предотвращения развития иранской программы по созданию баллистических ракет.
В заявлении, опубликованном несколькими часами позже, Арагчи сказал, что повторное введение санкций ООН не имеет «никакого правового или логического обоснования».
Президент США Дональд Трамп в 2018 году в одностороннем порядке вывел США из СВПД, заявив: «Америка не будет заложницей ядерного шантажа».
26 августа официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Эсмаил Багаи заявил, что делегация из Тегерана сообщила переговорщикам из «большой тройки», что введение санкций типа «снэпбэк» будет иметь последствия.
Багаи заявил, что Тегеран проинформировал страны «тройки» о том, что они не имеют права запускать механизм восстановления санкций. Он не сообщил подробностей о возможных последствиях.
Переговоры между «тройкой» и иранской делегацией прошли в Стамбуле, а новые переговоры состоялись в Женеве в прошлом месяце.
28 августа E3 направили в Совет Безопасности письмо, в котором утверждали, что «на основании явных фактических доказательств» Иран «существенно не выполняет» свои обязательства по СВПД, и сослались на процесс механизма возврата.
В прошлом месяце иранский лидер Али Хаменеи отказался от прямых переговоров с США по поводу ядерной программы своей страны и заявил, что текущая ситуация «неразрешима».
Тегеран приостановил переговоры с Вашингтоном после того, как в ночь с 21 на 22 июня бомбардировщики-невидимки B-2 Spirit ВВС США сбросили 14-килограммовые бомбы для уничтожения бункеров на подземный ядерный объект в Фордо.
Иран, обладающий одними из крупнейших запасов нефти и газа в мире, всегда заявлял, что стремится только к развитию атомной энергетики и не производит оружие.
На веб-сайте Организации по атомной энергии Исламской Республики Иран приводится заявление иранского лидера Али Хаменеи: «Исламская Республика Иран считает использование ядерного и химического оружия смертным и непростительным грехом. Мы выдвинули лозунг "Ближний Восток без ядерного оружия" и остаемся верными этому лозунгу».
12 июня Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), состоящий из 35 стран, принял резолюцию, в которой заявили, что Иран не соблюдает и нарушает свои обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия.
Через несколько часов после принятия этой резолюции Израиль начал 12-дневные бомбардировки ядерных объектов и других целей в Иране.
Иран и США пытались договориться о новом соглашении, которое должно было заменить СВПД, и 15 июня в Маскате, столице Омана, должен был состояться шестой раунд переговоров. Эти переговоры были отменены после израильских ударов.
Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил ведущей Sky News Ялде Хаким 18 июня: «Мы пришли к выводу, что не можем утверждать, что в настоящее время в Иране предпринимаются какие-либо систематические усилия по созданию ядерного оружия».
Иран ответил Израилю ракетными и дронными ударами.
Перемирие было заключено 24 июня, через несколько часов после того, как иранцы нанесли ракетный удар по американской военной базе в Катаре в ответ на американские бомбардировки Фордо, Натанза и Исфахана.
В интервью программе «Special Report» телеканала Fox News 21 июля Арагчи подтвердил, что американские авиаудары уничтожили ядерные объекты Тегерана, но заявил, что Иран будет продолжать обогащать уран.