ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Незримые жертвы среди нас

Великая Эпоха
Сегодня проблема "иммигрантов" является темой дня, особенно для нью-йоркцев. Несмотря на освещение в прессе иммиграционного законопроекта, всех «за» и «против», касающихся иммиграции, а также недавних мирных протестов и маршей, прокатившихся по всей стране, один аспект, однако, остается в тени – это огромное количество жертв пыток среди иммигрантов в США.

Юнцзе Тань – последователь Фалуньгун. Ему удалось из Китая спастись бегством, он спрятался на судне среди груза. И хотя он убежал от пыток, на ногах у него остались раны третьей степени тяжести. На фото - он находится на обследовании в Хьюстонской больниц
Юнцзе Тань – последователь Фалуньгун. Ему удалось из Китая спастись бегством, он спрятался на судне среди груза. И хотя он убежал от пыток, на ногах у него остались раны третьей степени тяжести. На фото - он находится на обследовании в Хьюстонской больниц
Мы настолько редко говорим об иммигрантах, которые ранее подвергались пыткам, и нам настолько мало известно о жертвах пыток, что даже многие врачи и персонал больниц Нью-Йорка смущаются, когда им задают вопросы на эту тему. А они, возможно, ежедневно имеют дело с жертвами пыток. Даже в районе Куинс, где 54% населения составляют выходцы из других стран, в месте, о котором говорят, что это самое многонациональное место в мире, — и там было видно, что эта тема для них щекотливая.

Когда мы поехали в больницу города Элмхарст, что расположен на северо-востоке штата Иллинойс, пригород Чикаго, и пытались оценить, насколько часто больница сталкивается с жертвами пыток, то натолкнулись на неприязнь, замешательство и неловкость со стороны персонала. Мы задавали вопросы, касающиеся расположения клиники, и упоминали слова "пытки".

Такая же реакция нас ожидала в больницах и клиниках всех пяти районов Нью-Йорка во время проведения исследования по телефону. От имени врачей задавались вопросы о том, известно ли им, имеются ли среди их пациентов такие, которые подвергались пыткам в своей родной стране. Отсутствие осведомленности касательно пыток и жертв пыток у персонала медицинских центров всего Нью-Йорка было поразительным.

На самом деле, с 1990г. по 2000г. количество иммигрантов из Китая (Нью-Йорк – второе место по количеству таких иммигрантов) возросло на 64,1%. Иностранцы из Китая представляют собой только часть иммигрантов, добивающихся убежища в США. Как правило, это те, кому пришлось быть свидетелями публичных побоев, казней; это люди, которые подвергались электрошоку, жестокому обращению полиции. Они знают, что такое трудовые лагеря, незаконные аресты и прочие зверства. Остальная часть жертв пыток приезжает в Нью-Йорк из Бангладеш, Колумбии, Гаити, Индии, Мексики, Пакистана, Перу, России и Сьерра-Леоне.

Мы начали работать с врачами из Клиники Америки по защите прав человека в мире (World-USA's Human Rights Clinic) в январе. Нашей целью было провести в нью-йоркских медицинских учреждениях оценку знаний о людях, оставшихся в живых после пыток. Результаты нашего исследования и телефонные интервью показали, что медицинские учреждения этого города не имеют достаточного оборудования и методов для распознавания пациентов, подвергавшихся пыткам. Только лишь одна из 44 обследованных больниц и клиник может давать заключение о повреждениях, полученных в результате пыток. Наиболее важным является то, что подавляющее большинство мед. учреждений даже не знает о том, что заболевания их пациентов порождены пытками.

По переписи 2002 г. в Нью-Йорке живут 2,9 миллионов иммигрантов, что оставляет 36% его населения. По оценкам врачей из World-USA's Human Rights Clinic, в городе проживает 100 000 жертв пыток, т.е. 3,4% от проживающих в нем иммигрантов. С другой стороны, по данным известной программы Bellevue/NYU для выживших от пыток, количество иммигрантов-жертв пыток в Нью-Йорке составляет 12% или 360 000 человек. Организации Терапевты за права человека (Physicians for Human Rights) и Международная Амнистия утверждают, что количество проживающих в Нью-Йорке жертв пыток колеблется от 100 000 до 348 000 человек.

Несомненно, медицинское сообщество должно признать, что такое количество населения является целевой группой. Однако, в действительности, картина обратная. Огромное расхождение между этими оценками является результатом занижения сведений и отсутствия осведомленности у тех, кто сталкивается с жертвами пыток, включая медицинские, правовые и правительственные органы, а также неправительственные организации.

Чтобы признать существование этой большой и увеличивающейся группы, Клиника по правам человека (Human Rights Clinic) готовит специальный медицинский персонал и врачей-психиатров, которые могут выявить и задокументировать симптомы, подтверждающие применение пыток по отношению к людям, добивающихся убежища в США. Американское правительство предоставляет убежище на таких условиях, что просящие убежище должны доказать, что они действительно подвергались пыткам. Из-за отсутствия ресурсов и другой помощи, необходимой при решении вопроса об иммиграции и предоставления убежища, часто лишь документация из медицинских учреждений, подтверждающая применение пыток, является единственным законным свидетельством, на которое могут полагаться жертвы.

Еще больше усложнили ситуацию городские законы, законы штата и федеральные, принятые после событий 11 сентября. Одно из положений, называемое "срочное перемещение", на самом деле, сокращает время пребывания в стране тех, кто просит убежища. При наличии таких помех гораздо большее значение приобретают подтверждающее медицинское заключение и положительное решение профессионалов-медиков.

Основываясь на нашем исследовании и консультациях с адвокатами, занимающимися делами жертв пыток, напрашивается вывод о необходимости изменений в законодательстве и медицинских учреждениях Нью-Йорка. Чтобы облегчить решение этой приобретающей все более значительные масштабы проблемы, нужно наладить сотрудничество между адвокатами города, занимающимися делами жертв пыток, юристами-профессионалами, медицинскими учреждениями и Отделом здравоохранения и психической гигиены, в целях разработки, применения и наблюдения за всесторонним обучением профессионалов в этой области.

Поскольку медсестры, врачи, работники социальных служб и даже администрация являются "первыми ответчиками", то жизненно необходимыми являются: их способность эффективно выявить последствия пыток, провести лечение и составить отчет о применении пыток. Одновременно с этим, надо побудить общественность проводить открытые обсуждения того, что делается в городе для поддержки и защиты таких людей. Без немедленного вмешательства жертвы пыток останутся невыявленными и несущественными элементами в медицинской системе Нью-Йорка.

Авторы статьи - студенты последнего семестра, соискатели степени магистра, защищают дипломную работу на тему: "Программа новой школы по международному праву в Нью-Йорке" (The New School's Graduate Program in International Affairs in New York City); они работают в качестве консультантов-врачей в Клинике по правам человека (Human Rights Clinic).

Николь Барбер, Мелисса Янгл, Зо Стеин и Бои Юн специально для Великой Эпохи.