ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Че Гевара: герой или убийца?

Великая Эпоха
«Око за око сделает весь мир слепым» — это слова Махатмы Ганди.

Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара, 1960-е. Фото: AFP/Getty Images
Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара, 1960-е. Фото: AFP/Getty Images
«Темнота не может разогнать тьму: на это способен только свет. Ненависть не может уничтожить ненависть: лишь любовь способна на это», — так сказал Мартин Лютер Кинг.

Это исторические личности, которые добились перемен посредством мирного противостояния. Их слова выражали их внутреннее состояние; они побудили других к действию, добившись желанного результата мирным путём. Таких людей помнят и чтят. Их можно считать героями истории.

«Разъярённый и неистовый я запачкаю своё ружье в крови, убивая любого врага, который попадётся мне в руки! Мои ноздри расширяются и вкушают едкий запах пороха и крови. Убивая врагов, я готовлю себя к заветной битве, чтобы встретить торжествующий пролетариат диким воем!» — это слова Эрнесто Че Гевары из его известного эссе. Дух этих высказываний сильно отличается от упомянутых выше.

Перед выпуском фильма под названием «Че» немало людей гадали, представят ли этого человека таким, каким он был на самом деле, и покажут ли методы, какими он пользовался для осуществления перемен.

Некоторые помнят его, как латиноамериканского лидера, и ставят в ряд с героями истории, которые боролись за гражданские права. Другие же, кто пережил кубинскую революцию, был заключён в тюрьму и стал свидетелем расстрелов, рассказывают совсем другую историю.

Итак, какой образ возникает у людей в голове при упоминании имени Эрнесто Че Гевары? Является ли он великим лидером прошлого? Оказал ли он положительное влияние на жизнь людей? Что же на самом деле мы знаем об Эрнесто Че Геваре? Многие, когда их спрашивают об этом человеке, замечают, что они почти ничего о нём не знают.

Хотя его называют аргентинским доктором, он не окончил медицинскую школу. Он бросил учёбу, чтобы присоединиться к марксистской революции на Кубе, спонсированной советской Россией.

В то время, когда он приехал на Кубу, Фидель Кастро был лидером левых сил, готовых свергнуть коррумпированный режим Фульхенсио Батисты, семнадцатого президента Кубы.

Многие из ранних лидеров кубинской революции поддерживали демократическое правительство, но Че Гевара и Фидель Кастро были сторонниками жёсткой линии советского коммунизма. К тому времени, как Кастро прибрёл больше власти, приверженцы демократии начали терять влияние, из-за чего будущий демократический процесс стал невозможным.

После свержения режима Батисты в 1959 году Че Гевара возглавил первые команды для исполнения расстрелов, а также основал трудовые лагеря по всей стране, смоделированные по типу советского Гулага. Он действовал одновременно как судья, прокурор и исполнитель, чем сам гордился. Он написал в своём эссе:

«Чтобы отправить человека на расстрел судебное доказательство не нужно... Всё это порядки буржуазных элементов. У нас революция! И революционер должен стать бездушной убивающей машиной, побуждаемой чистой ненавистью».

Построив множество трудовых лагерей, Че приговорил к смерти сотни тысяч беспомощных кубинцев, включая женщин и детей возрастом от 14 лет. Он лично казнил более 180 человек, хотя некоторые называют гораздо большее число. В лагерях даже была образована специальная команда для борьбы с гомосексуалистами, которые тоже были заключены в лагеря. Лишились свободы освещения событий и журналисты, несмотря на предыдущие обещания нового режима Кубы.

После захвата власти режим, поддерживаемый Советским Союзом, создал полицейское государство, которое лишило свободы ещё больший процент населения страны, чем коммунистический режим Иосифа Сталина. За первые три года пребывания у власти кубинские коммунисты предали смерти больше людей, чем нацистский режим Адольфа Гитлера в первые шесть лет.

Во время президентства Кеннеди в 1962 году шли длительные споры в отношении того, был ли СССР каким-либо образом причастен к кубинской революции или установлению там коммунистической власти. Глава правительства России Никита Хрущёв помог Кастро установить ядерное оружие дальнего действия на Кубе, тем самым окончив эти споры, но способствовал возникновению новых.

После того, как Кеннеди встретился с советскими представителями, событие закончилось без инцидента, и ракеты были убраны. Однако Че Гевара был не рад такому положению, и они с Кастро чувствовали, что их «большой брат» СССР предал их. Слова Че были опубликованы в социалистической газете Кубы «The Daily Worker»: «Если бы ракеты остались у нас, мы бы все их использовали, направив в самое сердце Соединённых Штатов — Нью-Йорк».

В 1965 году, после укрепления абсолютной власти Кастро, Че Гевара был нанят русским правительством для расширения влияния СССР — ему велели оказывать помощь и готовить мятежников в африканском Конго. Однако, пробыв там некоторое время, он был недоволен отсутствием прогресса революции против европейских захватчиков и тем, что они не были настолько заинтересованы в насилии, как он сам. Разочарованный, он заявил следующее:

«Чёрный человек медлительный и капризный. Он тратит свои деньги на роскошь и выпивку».

После того, как он решил покинуть Африку и отказаться от попыток СССР по расширению власти, он принял участие в беседе на радио-ток-шоу с Луи Понсом, где сказал:

«Мы поможем чёрным настолько, насколько они помогли революции. То есть — никак». Два года спустя в 1967 году Че Гевара приехал в Боливию, чтобы разжечь революцию, где по иронии ни один крестьянин не присоединился ни к нему, ни к советской революции. Также интересно, что вскоре он нашёл сторонников в самой зажиточной группе среднего класса, которые позже содействовали ему в убийстве тысяч невинных боливийцев, оказавших кратковременное сопротивление. Через некоторое время боливийская полиция поймала и арестовала его, получив помощь от американской разведки.

Схватившие его позже сказали: «Он был очень храбрым, когда в гаванской тюрьме Ла Кабана убивал невинных жителей, включая 14-летнего ребёнка. Но когда его поймали, он выглядел очень напуганным».

Говорят, что Че Гевара, пытаясь спасти свою жизнь, сказал: «Я намного более ценный для вас живой, чем мёртвый». Но, по-видимому, его судьи так не думали. С ним поступили так же, как он поступил с бесчисленным количеством людей, отправленных на расстрел или убитых.

После демонстрации на санденском кинофестивале фильма «Че Гевара. Дневник мотоциклиста», основанного на книге Че, аудитория встала и восторженно аплодировала. Некоторые спрашивали их, знают ли они чему или кому они аплодируют. В ответ на это почитатели Че в Голливуде и левые академические круги сказали, что Че Гевара был идеалистическим революционером с независимым мышлением.

Его сторонники также заявляют, что революция уже давно прошла, и сейчас на Кубе стало лучше. Однако в настоящее время на Кубе идёт интенсивная социальная борьба.

Среди заключённых оказался известный кубинский журналист. Он начал новый вид революции, побуждая кубинцев создавать систему независимых библиотек по всей стране, свободных от государственного контроля. Страна борется с недостатком познавательного материала для чтения вследствие массовых сжиганий книг по приказу Че во время революции. И эта кампания также встретила тоталитарное подавление.

Это ли является «независимым мышлением», которое имели в виду приверженцы Че Гевары? Те, кто гордо носит иконическое изображение Че на своих футболках, задумайтесь, является ли это так называемым «идеализмом»?

Форма коммунизма, которую Че Гевара перенял у своих наставников из СССР, забрала более 100 млн жизней за последнее столетие и это число ещё пополняется коммунистическим режимом Китая, продолжающим творить свои беззакония. Это в два раза больше, чем число погибших во время Второй мировой войны и в шестнадцать раз больше числа убитых в печально известных нацистских лагерях смерти.

С такой кровавой жаждой насилия и очевидной ненавистью к настоящей свободе и демократическим переменам Эрнесто Че Гевара совсем не имеет черт, присущих лидеру истории, которого можно было бы назвать героем. Был ли он убийцей? Это подтверждают его собственные поступки и слова. Фактически он и был той равнодушной машиной убийств, к чему он побуждал других.

Когда-то кто-нибудь снимет фильм, посвящённый памяти всех тех, кто погиб от рук бесчеловечной машины смерти коммунизма. Тогда станет явной настоящая история.

Джастин Стемм. Великая Эпоха