ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китай и Тайвань: в поисках компромисса

Великая Эпоха
Глава тайваньской делегации на переговорах Чан Пинкун (слева) показывает подписанное соглашение с Китаем президенту Тайваня Ма Инцзю в Администрации президента в Тайбэе 14 июня 2008 г. Фото: SAM YEH/AFP/Getty Images
Глава тайваньской делегации на переговорах Чан Пинкун (слева) показывает подписанное соглашение с Китаем президенту Тайваня Ма Инцзю в Администрации президента в Тайбэе 14 июня 2008 г. Фото: SAM YEH/AFP/Getty Images
В последнее время наметилась активизация в отношениях между Китайской Народной Республикой (КНР) и Китайской Республикой (КР, Тайвань). Cпустя 9 лет между обеими берегами Тайваньского пролива впервые возобновлён диалог. Уже достигнут первый результат – установление прямого авиасообщения между континентальным Китаем и островом Тайвань. Правда, очевидно, что в преддверии Олимпиады-2008 официальный Пекин предпримет попытки получить максимальный пропагандистский эффект в деле «мирного объединения Родины». Однако, как обстоит дело на самом деле?

Что произошло?

13 июня 2008 г. в Пекине состоялись переговоры между «Ассоциацией по развитию связей между берегами Тайваньского пролива» (Пекин) и «Фондом обменов через Тайваньский пролив» (Тайбэй). По итогам переговоров был подписан Протокол о сотрудничестве. Согласно Протоколу, «Chinese Sourth Aircompany» обязана 23 июня подписать соглашение с тайваньской авиакомпанией «China Airlines» о стратегическом сотрудничестве.

В соответствии с проектом этого соглашения, предполагается осуществлять между обоими берегами Тайваньского пролива 36 авиаперелётов: по 18 от каждой авиакомпании.

В результате, с китайской стороны возможность посещать остров Тайвань получат жители 13 городов: Пекин, Тяньцзинь, Ляонин, Шанхай, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Шаньдун, Хубэй, Гуандун, Чунцин, Юньнань и Шэньси.

С тайваньской стороны авиасообщение затронет такие города, как Тайбэй, Таоюань, Гаосюн, Тайчжун, Пэнху, Тайдунь, Хуалянь и Цзинмэнь.

Схема турпоездок предполагает наличие квоты в размере, не превышающем 3 тыс. человек в день, численность туристов от 10 до 40 человек, а также срок пребывания на Тайване не более 10 дней.

Право на организацию китайских туристических групп для поездки в Тайвань получат 33 турагентства Китая.

Авиаперелёты будут осуществляться еженедельно по воскресеньям.

Официальное открытие авиасообщения запланировано на 4 июля 2008 г.

Правда, турпоездки жителей материковой части Китая в Тайвань официально начнутся с 18 июля, а с 4 июля начнется только оформление первой группы желающих посетить Тайвань.

До открытия прямых линий чартерные рейсы будут проходить транзитом через Сянган (Гонконг).

Чартерные рейсы через Тайваньский пролив будут выполнять авиалайнеры Боинг-777, Боинг-757, Аэробус А-330 и А-320.

Авиасообщения и политика

Безусловно, установление авиасообщения между Китаем и Тайванем является позитивным. В частности, авиаперелёты будут способствовать интенсификации бизнес-общения между разными берегами одного Пролива. Кроме того, что не менее важно, углубится общение между простыми людьми.

По сути, сделан первый шаг на пути к миру спустя полвека враждебности.
 
«Наша конечная цель – мир и обоюдное благосостояние», – заверяет глава тайваньской делегации на переговорах Чан Пинкун. При этом, он предостерегает о сохранении множества препятствий, которые остаются на пути к окончательному урегулированию споров между КНР и КР. В частности, имеются принципиальные различия и между обеими партиями переговорщиков (Коммунистической и Консервативной партиями), и между политическими системами обоих субъектов международного права (на Тайване существует демократия, в отличие от коммунистической КНР), а также между экономическими особенностями.

Безусловно, стирание противоречий по всем вышеуказанным вопросам – дело не одного дня. Немаловажно наличие политической воли у обоих берегов Пролива делать шаги друг к другу. Но тот первый шаг, который уже сделан – достаточно мал и незначителен, чтобы делать выводы о начале «объединения единой Родины».

Тем не менее, китайская компартия в возобновлении авиасообщения между Пекином и Тайбэем сразу же попыталась применить пропагандистский эффект. Дескать, улучшение отношений с Тайванем – «результат политики компартии». Так, после китайско-тайваньских переговоров председатель КНР Ху Цзиньтао сразу же заявил, что «в настоящее время оба берега Тайваньского пролива, как никогда ранее, имеют условия для сотрудничества рука об руку и совместного развития». «Консультации и переговоры являются неизбежным путем для мирного развития связей между двумя берегами Тайваньского пролива», – подчеркнул председатель Ху.

При этом, в Пекине полностью проигнорировали заслуги своих тайваньских визави. Cловно речь идёт о «капитуляции»: Пекин якобы «ставит» условия, а Тайбэй с ними «безвольно» соглашается.

Разумеется, в действительности, ни о какой «тайваньской капитуляции» во время рассматриваемых переговоров речь не шла. Скорее, наоборот: в успехе переговоров не следует также преуменьшать роль новоизбранного тайваньского президента Ма Инцзю, представляющего Консервативную партию Тайваня.

Кстати, между прочим, поначалу китайские власти хотели ограничить авиасообщения только «очень состоятельными» китайскими туристами, обещая снять это надуманное ограничение только через несколько лет.

Более того, за время президентства политического оппонента Ма – демократа Чен Шуйбяня – китайцы и тайваньцы вообще ни разу не провели ни одного раунда переговоров.   

Таким образом, по сути, соглашение о туристических поездках, которое также включает право на открытые авиалинии для перемещения должностных лиц обеих территорий, стало первым заметным достижением новоизбранного президента Тайваня Ma.  

Сразу же после подписания соглашения тайваньский лидер выразил надежду, что теперь более 3-х тысяч китайских туристов в день смогут ежедневно посещать остров.

Для сравнения: согласно официальной статистике, в 2007 году Тайвань посетило 80 тыс. туристов.

Кроме того, президент Ма предложил – и председатель Ху согласился – отдельно поработать над статусом Тайваня, а также над улучшением экономических, политических и стратегических отношений между КНР и КР.

Вдохновлённый успехом президент Ма также выразил надежду на то, что  переговоры о подобном налаживании сотрудничества будут продолжаться и в будущем.

Однако, то, как скоро будут сделаны очередные шаги по сближению КНР с Тайванем, зависит от многих факторов. Прежде всего, от политической основы переговоров. В частности, конструктивное сближение между КНР и КР невозможно до тех пор, пока в континентальном Китае при главенстве коммунистической идеологии продолжается строительство т.н. «социализма», пусть даже и с некоей «китайской спецификой».

Игорь Шевырёв. Специально для Великой Эпохи