ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Мирные протесты жителей Лейпцига помогли остановить коммунизм

Великая Эпоха
Основное место сбора антикоммунистических протестующих в 1980-х годах, лейпцигская церковь Святого Николая имеет светлый, чистый, неоклассический интерьер. (Cameron Hewitt, Rick Steves' Europe)

Жители Лейпцига были в авангарде так называемой «Мирной революции», которая свергла послевоенное коммунистическое правительство.

Когда-то застрявший в коммунистической Восточной Германии, шумный Лейпциг сегодня является городом бизнеса и культуры. Это также город с большой историей — Мартин Лютер, Гете, Иоганн Себастьян Бах, Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер, Ангела Меркель и многие другие немецкие VIP-персоны побывали здесь.

У посетителей также есть много причин провести здесь время. Любители музыки могут совершить паломничество в церковь Святого Томаса, где Бах был хормейстером, и в замечательный музей, посвящённый ему. Ценителям искусства понравится Музей изобразительных искусств, любители истории могут посетить место наполеоновской битвы на окраине города, а те, кого привлекает модная тусовка, могут съехаться в район «Карли» к югу от центра города.

Но есть еще одна веская причина посетить город. Жители Лейпцига были в авангарде так называемой «Мирной революции», которая свергла послевоенное коммунистическое правительство. Знаменитые кадры, на которых берлинцы радостно веселятся на вершине Стены, стали возможными благодаря менее известным протестам, начавшимся в Лейпциге в 1982 году. В конце концов, они вылились в серию акций гражданского неповиновения, которые застали режим врасплох в 1989 году. Ожидая вооруженного восстания, коммунистические лидеры были настолько озадачены мирным тоном протестов, что просто позволили им продолжаться.

Эпицентром этих событий стала церковь Святого Николая — старейшая церковь Лейпцига (1165 г.), расположенная в компактном центре города под названием Митте. В 1980-х годах проводившиеся здесь молитвенные собрания постепенно стали форумом для тех, кто был глубоко недоволен коммунизмом. По мере роста антикоммунистических настроений церковь стала одной из главных площадок Мирной революции. Во время этих протестов люди смело заходили в церковь на собрания, не зная, что с ними произойдет, когда они выйдут оттуда. В память об этих протестах снаружи стоит монументальная колонна, которая перекликается с неоклассическим интерьером церкви. Возле колонны с наступлением темноты загораются разноцветные панели в брусчатке, символизирующие различные взгляды на коммунизм.

На улицах Митте вы увидите красочные муралы, напоминающие об этих антикоммунистических событиях. В центре города также есть два музея, которые документируют жизнь за железным занавесом. Один из них — Музей Штази в «Runde Ecke» — печально известном так называемом «Круглом углу», где восточногерманская тайная полиция (Штази) задерживала и допрашивала тех, кого подозревала в измене. В том же здании сейчас размещена интригующая экспозиция о тех ужасных временах. Общественный комитет создал музей в 1990 году как временную экспозицию для документирования зверств Штази с целью предотвратить повторение подобных вещей. Десятилетия спустя музей и его комитет все еще крепко стоят на ногах.

Другой музей Восточной Германии — Форум современной истории — финансируется немецким правительством. Этот центр исследует жизнь в разделенной Германии (1945-19-90), сосредотачиваясь преимущественно на Востоке, но погружаясь в Запад для контраста. Экспозиция современная и хорошо представлена, но полезный аудиогид придает ей большее значение.

Хотя в музеях, как правило, об этом не говорят, все еще существует удивительная пропасть между менталитетом Востока и Запада. Моим гидом в Лейпциге был западный немец, который сейчас живет на Востоке. Однажды вечером мы сели ужинать с его женой, которая выросла в коммунистической ГДР (инициалы официального названия восточногерманского государства).

Мой гид сказал, что лишь около 1% немцев состоят в «смешанных браках» между жителями Востока и Запада. И спустя десятилетия после воссоединения половина всех западных немцев все еще никогда не были на Востоке. Его жена добавила: «Психологически люди не хотят противостоять своим предубеждениям».

Мы говорили о том, как жители Лейпцига восстали против коммунистов. Правительство знало, что силы безопасности, вероятно, сочувствуют людям. Это была стандартная операционная процедура, по которой пограничники и полиция работали в паре. Таким образом, если у одного офицера не выдерживали нервы и он не стрелял, другой стрелял — или доносил на того, кто не стрелял.

Я заметил, насколько смелыми должны были быть протестующие, чтобы собраться в знак солидарности в церкви Святого Николая, не зная, как солдаты и милиция отреагируют, когда они выйдут на улицу. Жена моего гида, которая участвовала в тихом восстании, рассказала о том, как они выходили из церкви со свечами, чтобы дать солдатам понять, что они безоружны. Она сказала, что люди принесли своих младенцев и держали их на руках. Ее муж был поражен — он никогда раньше не слышал, чтобы она об этом говорила.

Расположенный на пути между бывшей Восточной Германией (Берлин и Дрезден) и бывшим Западом (Франкфурт и Нюрнберг), Лейпциг является мостом между этими двумя мирами. Возможно, ему не хватает шарма фахверка и ледерхозе, но захватывающая история Лейпцига заслуживает места в вашем европейском списке желаний.