Москва готовится повысить налоги, пытаясь сохранить высокие военные расходы в условиях ведения войны в Украине, говорят официальные лица и экономисты.
Президент России Путин отверг предположения о том, что война уничтожает российскую экономику. И все же дефицит бюджета растет по мере увеличения расходов, в то время как доходы от нефти и газа сокращаются под давлением западных санкций.
Некоторые чиновники предупреждают о риске рецессии, и хотя процентные ставки начинают снижаться с 20-летнего максимума, дефицит бюджета увеличился до 4,9 трлн рублей (61 млрд долларов), что свидетельствует о том, что России будет сложно выполнить свои текущие обязательства и продолжать финансировать войну в том же темпе.
«Учитывая более пессимистичные оценки экономических показателей и снижение доходов от нефти и газа, нам необходимо срочно приступить к консолидации бюджета», — заявил в конце июля Анатолий Артамонов, глава бюджетного комитета верхней палаты парламента.
С момента вторжения России в Украину в феврале 2022 года бюджетные расходы в номинальном выражении почти удвоились, что подогрело инфляцию и вынудило центральный банк поднять ставки до 21%, резко увеличив затраты корпораций на заимствования.
Совокупные расходы на оборону и национальную безопасность в 2025 году в размере 17 трлн рублей являются самыми высокими со времен холодной войны, составляя 41% от общих расходов и делая оборонный сектор основным двигателем экономического роста на фоне сокращения производства в гражданском секторе.
В июне Путин заявил, что Россия планирует сократить военные расходы, но на данный момент официальные лица по-прежнему ожидают их увеличения.
«Мы не можем сократить расходы на национальную оборону и... по всей вероятности, нам придется их увеличить», — сказал Артамонов.
Бюджет на 2025 год, который будет представлен в сентябре, предусматривает расходы на оборону и безопасность в размере 8% ВВП, но источник в российском правительстве сообщил, что фактическая цифра будет немного выше.
По его словам, в 2026 году сокращения расходов на оборону не будет, но в 2027 году возможно их снижение в случае прекращения военных действий, поскольку другие сферы расходов будут бороться за ресурсы.
«Даже в случае прекращения огня по-прежнему будет необходимо производить снаряды и дроны, но в несколько меньших объемах», — сказал он, отметив, что Москве необходимо будет идти в ногу с более высокими расходами Запада на оборону.
«Возвращения к уровню, который существовал до "специальной военной операции", не будет», — сказал он.
Артамонов, пишущий для ежедневной газеты RBC, предположил, что России, возможно, придется сократить расходы, не связанные с обороной, на 2 трлн рублей ежегодно до 2028 года и перенаправить эти сбережения в оборонный бюджет.
«В ближайшие три года у нас не будет достаточно средств, чтобы жить так же комфортно, как сейчас», — сказал Артамонов.
В этом году впервые общие расходы на образование и здравоохранение на федеральном и региональном уровнях заметно сокращаются в доле ВВП, сказал Сергей Алексашенко, бывший заместитель председателя Центрального банка России и старший научный сотрудник лондонского центра NEST.
Алексашенко заявил, что ожидает повышения налогов и сокращения расходов в реальном выражении за счет индексации расходов на такие статьи, как пенсии, ниже уровня инфляции, который, по прогнозам центрального банка, в этом году составит 6-7%.
Источник в правительстве заявил, что повышение налогов неизбежно: «В противном случае мы просто не сможем свести концы с концами, даже при сокращении расходов на оборону. Доходы от нефти и газа падают, и экономика не может полностью компенсировать это».
Министр финансов Антон Силуанов еще в апреле намекнул на меры жесткой экономии, посоветовав коллегам по правительству «быть скромными в своих желаниях» в отношении расходов.
В июле заместитель министра финансов Павел Кадочников заявил, что расходы на солдат, воюющих в Украине, и их семьи являются приоритетом и что России следует рассмотреть возможность «устранения» не приоритетных расходов.
Аналитики ожидают, что дефицит бюджета России, который в январе-июле превысил годовой целевой показатель более чем на 1 трлн рублей, будет больше запланированного.
Источник в правительстве оценивает дефицит в этом году примерно в 5 трлн рублей, или 2,5% ВВП.
Экономист CentroCreditBank Евгений Суворов сказал, что дефицит может достигнуть 8 трлн рублей, поскольку расходы Москвы потребуют сокращения почти на 20% в реальном выражении в августе-декабре по сравнению с предыдущим годом, чтобы достичь целевого показателя расходов на 2025 год в 42,3 трлн рублей.
«Центральный банк не спешит снижать ключевую ставку, в том числе потому, что дефицит бюджета может оказаться выше запланированного», — сказал источник, знакомый с планами Минфина.
На прошлой неделе Путин назвал текущую бюджетную ситуацию в России стабильной.