Римские корни Лукки, готическое величие и тосканское искусство делают его незабываемым местом.
«Город сказок», «город сотни церквей», «скрытая жемчужина» — именно эти фразы используются для описания волшебного города Лукка, расположенного среди мягких холмов итальянского региона Тоскана.
В случае с Луккой, здесь есть много истории, которую стоит сохранить. Как объясняет Брайан Р. Линдквист в своей книге «Путеводитель путешественника по Лукке», племена этрусков были первыми известными жителями региона. Поселение, которое стало Луккой, лежало на границе между этрусками и лигурийцами. Оно было расположено на скалистой песчаной дамбе, окруженной болотами, образовавшимися в месте пересечения реки Серкьо с Луккской равниной. Римляне захватили эту территорию в середине III века до нашей эры, и поселение сыграло определенную роль в известных Пунических войнах. Когда римляне проиграли битву при Требии, они отступили в Лукку.
После падения Римской империи лангобарды захватили большую часть Италии, включая Лукку. Они перешли из арианского христианства в католицизм, и так началась долгая история Лукки как благочестивого и религиозно пылкого города. Хотя позже Карл Великий победил лангобардов, он позволил лангобардской знати продолжать править. Впоследствии Лукка превратилась в независимый город-государство. Она оставалась более или менее самоуправляемой республикой вплоть до Наполеона.
Когда Наполеон захватил город, он подарил его своей сестре Элизе, которая расчистила территорию вокруг своего дворца, до сих пор известную как площадь Наполеона. На волшебной площади есть множество заведений питания и магазинов, а также прекрасная статуя преемницы Элизы, итало-австрийской Марии Луизы ди Борбоне, управлявшей городом после падения Наполеона. В конце концов, в начале 1860-х годов Лукка официально присоединился к новому, объединенному государству Италии.
На протяжении большей части своей истории Лукка был крупным торговым городом, специализировавшимся на всемирно известном шелке. Он также стал известным местом паломничества, куда люди приезжали посетить базилику Сан-Фредьяно и собор Сан-Мартино. Рост числа святых в городе на протяжении веков только увеличил его привлекательность как места религиозного поклонения и паломничества. Даже сегодня люди со всего мира приезжают, чтобы увидеть нетленные мощи средневековой служанки Святой Зиты или дом мистической Святой Джеммы Гальгани.
Расположение Лукки вдоль Дороги франков, главного средневекового паломнического пути между Римом и Западной Европой, обеспечивало постоянный поток путешественников, паломников и торговцев. Несмотря на периоды вторжения и экономического упадка, Лукка процветал столетия. Богатые дворцы, церкви и художественные установки свидетельствуют о богатстве ее семей. В городе до сих пор хранятся появившиеся в прошлом банковские учреждения.
С такой богатой историей и сильными художественными и религиозными традициями Лукки, у современного посетителя не будет недостатка в интересных местах. Лукка проникнута искусством, историей и религией. Ее выдающейся архитектурной особенностью являются стены, окружающие сердце города, его древнейшую часть. Стены защищали город еще в средневековье и римские времена; существующие бастионы были возведены в эпоху Возрождения — особенно толстыми, чтобы выдерживать новые технологии пороха и пушечного огня. Туристы могут прогуляться или проехаться на велосипеде по всему кругу этих стен, наслаждаясь панорамным видом на лепные здания и красные, выжженные солнцем крыши.
Еще более впечатляющий вид открывается с вершины Торре Гуиниджи (Башня Гуиниджи), впечатляющей башни в романо-готическом стиле, верхушка которой выразительно украшена качающимися под сильным ветерком с гор деревьями. Торре Гуиниджи — одна из немногих башен, оставшихся со времен, когда Лукка мог похвастаться множеством таких башен, построенных купцами и знатью как символы статуса. Некоторые средневековые иллюстрации города изображают десятки таких шпилей, каменный лес, средневековый эквивалент современных небоскребов.
Хотя многие здания, такие как Торре Гуниджи, сами по себе являются своеобразными музеями, есть также несколько настоящих музеев, таких как Музей Пуччини, посвященный местному композитору, или Национальный музей Виллы Гуиниджи, где хранятся произведения искусства и артефакты от этрусской эпохи до эпохи Возрождения. Их также следует посетить.
Репутация итальянской кухни не требует похвал — достаточно сказать, что рестораны, бистро, бары и кафе, расположенные практически на каждой улице или площади Лукки, оправдывают эту репутацию. Благодаря свежим ингредиентам и простым традиционным рецептам вкусы пищи поют сладкие мелодии на языке.
Десерты заслуживают особого внимания: посетителям следует обратить внимание на фургоны с едой, которые продают традиционный местный деликатес: Lucca frati, который можно описать как теплый, свежежареный пончик со вкусом лимона, покрытый сахарной пудрой и политый шоколадом.
Лукка получил прозвище «город ста церквей». Хотя эта цифра не является буквально точной — по крайней мере, уже не сейчас — десятки церквей и часовен — украшение города. Эти сооружения, сочетающие элементы романского, готического и характерного тосканского архитектурного стиля, возвышаются на каждом шагу, часто в окружении площади. В холодных, темных интерьерах каменные и мраморные колонны поднимаются в небо, а богатые инкрустированные алтари занимают каждый угол и нишу.
Многие церкви содержат огромные картины, созданные после Реформации, с драматическими позами святых, их искривленными телами, лицами, поднятыми к небесным фигурам, озаренным светом. В некоторых из этих церквей просто поражает величие и великолепие украшения — каждый век добавлял к предыдущему, дополняя и развивая его, — оставляя посетителя с чувством тихого трепета и восхищения.
Со времен первых войн с соседней Пизой, из-за роста как центра торговли и производства шелка, до осторожных и успешных переговоров с Наполеоном, Лукка всегда была городом спокойной уверенности — уверенности в себе и уверенности в Боге, что отражается в исторических и религиозных памятниках, украшающих каждую улицу. Этот город, удобный для прогулок и семейного отдыха, вдохновляет не только своей необычайной красотой и историей, к которой он открывает доступ, но и духом веры, надежды и настойчивости, которые сделали его тем, чем он есть сегодня.