ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Добыча полезных ископаемых на морском дне поможет ослабить контроль Китая над критически важными полезными ископаемыми

Великая Эпоха
Майк Праудфут, генеральный директор компании Marine Minerals Limited, держит образец морского донного осадка, богатого оловом, в испытательном центре на бывшей шахте Wheal Jane, недалеко от Труро в Корнуолле, юго-западная Англия, 7 августа 2013 года. (Leon Neal/AFP via Getty Images)

Китай доминирует в глобальных цепочках поставок почти всех важнейших минеральных ресурсов. Особенно ценны такие элементы, как никель, кобальт, литий, медь и редкоземельные элементы, которые используются при производстве аккумуляторных батарей, электродвигателей и турбин. Быстро растущий спрос на эти полезные ископаемые возродил интерес к добыче полиметаллических конкреций с глубоководных участков морского дна.

Китай контролирует поставку этих ресурсов посредством добычи либо в пределах своих границ (особенно в случае редкоземельных элементов), либо посредством владения критически важными иностранными полезными ископаемыми (например, кобальтовым месторождением в Демократической Республике Конго). Он также доминирует в переработке полезных ископаемых, контролируя подавляющее большинство глобальных операций. Недавнее исследование S&P Global Inc. показало, что 11 из 16 компаний, производящих сульфат никеля, находятся в Китае. В исследовании прогнозируется, что к 2030 году Китай будет производить 824 миллиарда метрических тонн сульфата никеля в год, а Северная Америка и Европа будут производить всего 146 миллиардов метрических тонн.

Доминирующее положение Китая является результатом долгосрочных и целенаправленных усилий по созданию обширных перерабатывающих мощностей и обеспечению их доступности по ценам, которые ниже, чем у конкурентов. Эта стратегия пользуется поддержкой китайского правительства.

Доминирующее положение Китая делает глобальную доступность критически важных минералов уязвимой к перебоям в поставках, вызванным торговыми ограничениями, политической нестабильностью, стихийными бедствиями или другими причинами. Ожидается, что в ближайшие десятилетия этот риск будет только возрастать, поскольку спрос на важнейшие минералы увеличится с повсеместным внедрением технологий декарбонизации. Например, по прогнозам Международного энергетического агентства, для достижения целей Парижского соглашения спрос на никель и кобальт в 2040 году будет в 6–20 раз превышать спрос 2020 года.

Глубоководные полиметаллические конкреции представляют собой конкреции размером с картофелину, которые залегают на морском дне на глубине примерно 4000–5500 метров от поверхности океана. Эти конкреции чрезвычайно богаты кобальтом, никелем, медью и марганцем, и их добыча выглядит все более привлекательной для удовлетворения прогнозируемого спроса на батареи.

Большинство ресурсов полиметаллических конкреций находится в открытом море, за пределами исключительной экономической зоны какой-либо страны, доступ в которую регулируется Международным органом по морскому дну, организацией, созданной ООН в 1994 году. Это дало возможность примерно 20 странам спонсировать разработку морского дна. По мере того, как операции этих подрядчиков переходят от разведки к коммерческой добыче, они быстро увеличат количество глобальных источников критически важных минеральных ресурсов.

Предстоящее появление глубоководной разработки морского дна может предоставить уникальную возможность действовать в соответствии с политическими предложениями по диверсификации поставок и переработки важнейших полезных ископаемых. Эти предложения направлены на стимулирование поддержки и развития мощностей по переработке полезных ископаемых за пределами Китая. Они включают предоставление грантов, кредитов и гарантий по кредитам для финансирования строительства перерабатывающих предприятий; пересмотр экологических требований для выдачи разрешений на перерабатывающие предприятия; стимулирование использования важнейших материалов и продуктов отечественного производства; и обеспечения соблюдения запрета на недобросовестную торговую практику.

Закон о снижении инфляции от 2022 года включает важные положения, соответствующие этим целям политики. Одним из них является налоговый кредит на добычу, равный 10 процентам от производственных затрат на критически важные полезные ископаемые, добываемые в Соединенных Штатах или на их территориях. Кроме того, для того, чтобы иметь право на получение кредита на приобретение чистого транспортного средства, большая часть критически важных минералов для их аккумуляторов должна быть получена в США или из страны, с которой у США есть соглашение о свободной торговле. Если какой-либо из критически важных минералов батареи поступает от «иностранного предприятия, вызывающего озабоченность», включая Китай, право на получение кредита не предоставляется.

Эти положения подверглись критике со стороны торговых партнеров США как протекционистские. Если директивные органы заинтересованы в решении этих проблем, положения могут быть пересмотрены, чтобы расширить число стран, имеющих право на участие, с незначительным влиянием на цель диверсификации поставок полезных ископаемых и процессов. Эта цель касается не столько оншоринга, сколько мультишоринга. Как и в случае с нефтью или пшеницей, не так важно, откуда поступает товар, гораздо важнее, чтобы он был доступен из нескольких источников. Это обеспечивает стабильное снабжение даже при нарушении работы отдельных источников. Учитывая текущую геополитическую напряженность, лучше придерживаться дружественных стран, которые менее подвержены ответному давлению со стороны Китая или других стран, враждебных Соединенным Штатам.

В то время как воздействие добычи полезных ископаемых на морском дне на окружающую среду все еще оценивается и является одним из основных соображений при разработке правил коммерческой добычи, чрезвычайное воздействие на окружающую среду добычи никеля и кобальта на суше в таких местах, как Индонезия, Новая Каледония и Демократическая Республика Конго, хорошо известно. Кроме того, хорошо задокументированы проблемы безопасности и здоровья работников и прав человека, связанные с этими горными работами. Маловероятно, что такие проблемы возникнут при добыче на морском дне, поскольку это капиталоемкое и технологически зависимое предприятие, где кустарные методы невозможны.

Добыча полезных ископаемых на морском дне может стать способом диверсификации цепочек поставок важнейших минералов и преодоления удушающего влияния Китая на поставки некоторых из наиболее важных природных ресурсов в мире.

Мнение, выраженное в этой статье, является мнением автора и не обязательно отражает точку зрения The Epoch Times.

Том Латуретт — старший научный сотрудник и временно исполняющий обязанности директора программы общественного здравоохранения и экологической политики корпорации RAND.

По материалам RealClearWire