Согласно новому исследованию, за последние двадцать лет взрослые белые медведи, обитающие в районе норвежского архипелага Шпицберген, в среднем стали более полными, несмотря на сокращение площади арктического морского льда.
Исследователи под руководством Йона Аарса, старшего научного сотрудника Норвежского полярного института, проанализировали 1188 записей о размерах тела 770 взрослых белых медведей, пойманных на Шпицбергене в период с 1992 по 2019 год, и сравнили индекс состава тела животных — показатель жировых запасов и общего состояния — с количеством дней без льда в окружающем регионе Баренцева моря.
Они обнаружили, что за 27-летний период количество дней без льда увеличилось примерно на 100, или примерно на четыре дня в год, однако среднее физическое состояние взрослых медведей улучшилось после 2000 года, что указывает на увеличение жировых запасов, несмотря на сокращение морского льда.
«За последние два десятилетия этого периода они набрали вес, а не потеряли его», — сказал г-н Аарс.
Он добавил: «Это положительный момент. И есть несколько исследований, показывающих важность наличия жира... Если осенью вес самок опускается ниже определенного порога, они просто не смогут размножаться».
Авторы заявили, что эта тенденция может отражать восстановление популяции наземных животных, ранее чрезмерно эксплуатируемых людьми, таких как олени и моржи. Они также предположили, что по мере отступления морского льда такие животные, как кольчатые тюлени, могут концентрироваться на небольших оставшихся участках льда, что потенциально сделает охоту более эффективной.
Команда предупредила, что дальнейшее сокращение морского льда может по-прежнему наносить ущерб медведям Шпицбергена, вынуждая их преодолевать более длинные расстояния, чтобы добраться до охотничьих угодий, как это наблюдается у других популяций белых медведей, и заявила, что необходимо провести дополнительные исследования того, как различные группы будут реагировать на потепление в Арктике.
«Мы думаем, что будет какой-то порог. Мы действительно считаем, что в будущем, на каком-то этапе, мы увидим, как медведи начнут худеть. Так что хорошая новость в том, что мы еще не дошли до этого. Плохая новость в том, что мы думаем, что дойдем», — добавил г-н Аарс.