ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Исследование поиска партнера: внешность не достаточна, поведение имеет первостепенное значение

Великая Эпоха

Яркие цвета, эффектное оперение – однако, в конце концов, самки «зебрового амадина» и других «турухтанов» выбирают не самого красивого самца, а того, кто демонстрирует лучшее поведение или искусную стратегию.

Павлин (Photo: Vivek-doshi-Unsplash)

Брачные игры некоторых видов птиц – настоящее зрелище для глаз и ушей: трогательные песни, экстравагантные цвета или эффектные танцы – самцы используют все свои преимущества, чтобы соблазнить самок. Многие из этих поведенческих моделей нам хорошо знакомы.

«Так же, как птицы используют свою внешность и пение, чтобы привлечь партнеров, можно подумать, что они считают привлекательными те же критерии, что и мы, люди», — объясняет https://www.mpg.de/25381126/schoen-ist-anders?c=2191 Вольфганг Форстмайер, исследователь Института биологического интеллекта имени Макса Планка в Зевизене, Верхняя Бавария, Германия. Но так ли это? Вольфганг Форстмайер посвятил значительную часть своей карьеры проверке этой распространенной идеи и получил удивительный результат.

Внешний вид не является главным критерием

Во время «слепого свидания» (первой встречи) самец зебрового амадина сидит на ветке в вольере, ожидая свою партнершу. Найдет ли он сегодня свою избранницу? Маленькая серо-белая птица с алым клювом и оранжевым пятном на щеке поворачивает голову в сторону. Самка подлетает и садится напротив него. Спектакль начинается: самец запел, самка внимательно слушает и делает свой выбор.

Вольфганг Форстмайер снял на камеру и проанализировал более 75 000 таких встреч. Он взвесил самцов, оценил яркость их клювов и измерил пятна на лице, чтобы определить, какие характеристики привлекают самок. Результат был неожиданным.

«Мы поняли, что не существует единственного фактора, который делает некоторых самцов привлекательными, поскольку у самок совершенно разные предпочтения», — заключает Вольфганг Форстмайер.

«Мы, люди, уверены, что красота является главным критерием в выборе партнера в животном мире. Но у бриллиантов это кажется не так», — объясняет он.

Напротив, поведение потенциального партнёра помимо его пения может играть решающую роль. «Между птицами развиваются симпатии или антипатии», — отмечает Вольфганг Форстмайер. По его мнению, физические черты служат скорее для узнавания родственников.

Незнакомые диалекты не привлекают

Откуда тогда взялось распространенное мнение, что внешность имеет решающее значение для обольщения? Вольфганг Форстмайер предполагает, что некоторые опубликованные исследования дают искаженное представление: исследования, показывающие «положительные» результаты, распространяются, а исследования, показывающие противоположные результаты, остаются в тени.

Пение, безусловно, играет центральную роль. Самки амадинов по его исследованию проявляют предпочтение к определенным «диалектам» пения. Две группы, которые в течение многих лет содержались отдельно в институте, развили разные диалекты. И эти отличия явно влияют на привлекательность: самки предпочитают знакомый диалект, а не чужой.

Фокус на другом виде: турухтан (Philomachus pugnax)

Сегодня Форстмайер интересуется другим видом: турухтаном (Philomachus pugnax). Эти птицы, размером с сороку, обычно обитают во влажных районах северо-западной Европы и России. Во время брачных игр самцы устраивают поразительное зрелище, демонстрируя свои перья и участвуя в ожесточенных боях.

Самцы пытаются привлечь как можно больше самок на свою брачную арену, расправляя величественные цветные воротники и громко прыгая в воздухе. Самки сначала наблюдают за зрелищем издалека.

Поведение важнее внешнего вида: настоящие рыцари в перьях

Как и в случае с зебровыми амадинами, внешний вид не является решающим критерием для турухтанов. «Даже если самцы демонстрируют свои замечательные перья, это не влияет на выбор самок», — объясняет Форстмайер. По его мнению, разнообразие цветов служит, прежде всего, для идентификации каждой особи.

Что поражает самок, так это сила. Доминирование кажется очень привлекательным, и бои на арене происходят постоянно. Эта постоянная борьба за защиту или улучшение своего положения истощает, но она того стоит: доминирующий самец имеет гораздо больше шансов размножаться и передавать свои гены.

«Более половины спариваний приходится на доминирующего самца. Птицы низшего ранга редко имеют шанс, а то и вовсе терпят неудачу», — объясняет Клеменс Кюппер, руководитель группы исследований поведенческой генетики и эволюционной экологии в Институте Макса Планка в Зеевизене (Германия).

Красота субъективна

Итак, красота не является определяющим критерием в выборе партнера ни для турухтанов, ни для зебровых амадинов. Пение, сила и поведение имеют не меньшее значение. Другими словами: сама красота не достаточна, чтобы соблазнить. Подлинная привлекательность часто является результатом совокупности качеств потенциального партнера.

Следовательно, можно быть привлекательным, распевая правильным диалектом, отважно борясь или ведя себя должным образом по отношению к другому. Каждый вид имеет свое собственное определение красоты – и оно не обязательно отвечает нашему человеческому восприятию.