Магнолии снова зацвели в коллекции Фрика в Нью-Йорке. Весеннее возрождение этих любимых деревьев, одних из самых больших в городе, совпало с открытием музея 17 апреля после комплексной пятилетней реконструкции стоимостью 220 миллионов долларов. Эта значительная сумма позволила возвести 27 000 квадратных футов нового строительства, переоборудовать существующие 60 000 квадратных футов, отреставрировать и расширить фасад, обустроить место для зрительного зала, первого в истории музея кафе и восстановить сады.
Эти гармоничные нововведения органично сочетаются с оригинальным сооружением, домом 1914 года, в котором жил промышленник Позолоченного века Генри Клей Фрик (1849-1919) и его семья. Он был построен в стиле изящных искусств архитектурной фирмой «Каррер и Гастингс».
Работая с ведущими советниками, декораторами и дилерами своей эпохи, Фрик собрал одну из самых впечатляющих частных художественных коллекций в Америке. Она наполнена произведениями ведущих художников западной цивилизации от эпохи Возрождения до конца 19-го века.
Европейская живопись, бронза, лиможские эмали, фарфор, антикварная мебель и другие предметы декоративно-прикладного искусства выставлены бок о бок. Это необычный выбор для музея, но он воссоздает атмосферу, которой наслаждалась семья Фрика, когда жила в этом доме. В своем завещании Фрик передал особняк и его содержимое общественности для пользования и образования.
С тех пор коллекция выросла до 1 800 произведений искусства, нуждаясь в большем галерейном пространстве и лучшей инфраструктуре, на что и направлена реконструкция. Почти половина объектов была приобретена при жизни Фрика, а остальные были куплены музеем или подарены филантропами. Среди недавних подарков — мейсенский фарфор и фарфор Дю Пакье, значительные работы на бумаге, а также первый ренессансный женский портрет — картина Джованни Баттиста Морони.
Перед нынешним открытием последняя капитальная реконструкция Фрика была завершена в 1935 году. В том же году здание и коллекция были открыты как публичный музей. Необходимые для этого структурные преобразования происходили под наблюдением Хелен Клей Фрик, дочери Генри, и были изысканно спланированы классическим архитектором Джоном Расселом Поупом. Он создал галереи на первом этаже, потрясающий интерьер Садового двора и прилегающее девятиэтажное здание для Научно-исследовательской библиотеки искусств Фрика.
Сейчас музей и библиотека соединены между собой, что облегчает доступ между двумя пространствами для сотрудников, ученых и других посетителей.
Библиотека, бесплатная и открытая для общественности, была основана Хелен в 1920 году как дань памяти ее отцу; первоначально она располагалась в подвальном помещении дома боулинга. Ее коллекция материалов, связанных с западным изобразительным и декоративным искусством, выходит за рамки музейных фондов и охватывает период с 4-го по 20-й век. Элегантную, спокойную обстановку читального зала подчеркивают шипованные красные кожаные двери, исторические осветительные приборы, окрашенные дубовые балки и золотистая фреска.
Освещение из муранского стекла, потрясающие лестницы в спокойных оттенках итальянского мрамора и приветливые ассистенты по обслуживанию посетителей встречают гостей в недавно расширенном Приемном зале, что является ключевой особенностью общего проекта реконструкции и улучшения музея, разработанного Selldorf Architects.
Фирму возглавляет Аннабель Зельдорф, известная своими международными культурными проектами и недавно названная одной из 100 самых влиятельных людей 2025 года по версии TIME. Переосмысление этой зоны ее командой позволило создать гармонию во всем доме. Потолок холла был снижен, а крыша поднята так, что новый верхний этаж сравнялся со вторым этажом особняка.
Изюминкой обновленного музея стало открытие этого оригинального второго этажа, на котором размещались частные семейные комнаты Фриков до того, как здание стало музеем, а уровень был переоборудован под офисы. Десятилетиями многие посетители с тоской смотрели на оплетенную веревкой Большую лестницу Южного зала первого этажа и мечтали о том, какие сокровища находятся наверху. Теперь посетители могут подняться и открыть для себя отреставрированные комнаты с антикварной мебелью, отреставрированным и воссозданным текстилем и, конечно, художественными шедеврами.
Головокружение охватывает во время прогулки по новым галереям — каждая незнакомая комната манит соблазнительными бликами дверного проема. Посетители останавливаются в Малом коридоре. То, что могло бы быть обычным коридором, становится волшебным благодаря окрашенному в голубой цвет потолку, украшенному шинуазри со сценами обезьян и птиц, пагод и других причудливых мотивов.
Некоторые из этих новых галерей устроены в соответствии с тем, как они появились во время резиденции Фрика, как, например, комната для завтраков. Другие были созданы заново. Примером может служить Зал медалей, где представлены недавние достижения в этом жанре. Она охватывает картину, которую раньше нельзя было увидеть широкой общественности — портрет дожа 15-го века, выполненный язычником Беллини.
Некоторые любимые экспонаты из галерей первого этажа музея были перенесены наверх. В Ореховой комнате, бывшей спальне Фрика, выставлены два его фирменных женских портрета. Изображение британского светского портретиста 18-го века Джорджа Ромни его музы Эммы Гарт, позже печально известной леди Гамильтон, занимает почетное место над камином и украшено изысканно вырезанной деревянной гирляндой на стене. Это расположение такое же, как и во времена Фрика. Через всю комнату висит завораживающая картина французского художника эпохи неоклассицизма Жана-Огюста-Доминика Ингреса «Луиза, принцесса де Брольи, впоследствии графиня д’Осонвиль».
До 11 августа 2025 года посетители имеют редкую возможность увидеть один из подготовительных эскизов Ингреса к этой работе. Он принадлежит Фрику и выставлен вместе с другими работами на бумаге из постоянной коллекции музея. Они расположены в новой Кабинетной галерее на первом этаже.
Комната «Золотая земля» — это трогательная дань памяти Хелен. Расположенная в ее бывшей спальне, она демонстрирует небольшую, особую группу итальянских картин раннего Возрождения с золотым фоном. Этот новаторский стиль особенно интересовал Хелен, хотя ее отец предпочитал Высокое Возрождение. Она сыграла важную роль в приобретении музеем этой коллекции. Настоящими шедеврами этой галереи — и, собственно, шедеврами Фрика и музеев Нью-Йорка в целом — являются панно Дуччо и Чимабуэ. Обе работы сейчас находятся в аренде на известных европейских выставках: «Сиена: Расцвет живописи, 1300-1350» в лондонской Национальной галерее и «Новый взгляд на Чимабуэ: У истоков итальянской живописи» в Лувре.
Самым известным помещением на этом этаже является бывший будуар Аделаиды Чайлдс, жены Фрика и матери Хелен. При ее жизни он был украшен панно французского художника в стиле рококо Франсуа Буше и его мастерской. Панели были изготовлены по заказу мадам де Помпадур.
К этому времени большая часть этой экспозиции, включая мраморный камин, была выставлена на первом этаже музея. Масштабный проект по демонтажу так называемой «комнаты Буше», поднятию ее наверх по Большой лестнице и возвращению к первоначальному виду был чрезвычайно сложной задачей, которую возглавил Ксавьер Ф. Саломон, заместитель директора музея и главный куратор Питер Джей Шарп (Peter Jay Sharp). Его концепция стала хитом выставки.
Очаровательные рисованные сцены детей, занимающихся различными видами искусства и науки, дополнены коллекцией севрского фарфора, паркетным полом из замка 18 века и оригинальной шелковой обивкой, не говоря уже о великолепном виде на сад музея на Пятой авеню с магнолиями и Центральным парком.
Столовая была сохранена как ода коллекции Фрика 18-го века, состоящей из британских портретов, китайских ваз и английского серебра. В прекрасной Библиотеке восстановлена экспозиция английской портретной живописи, включая знаменитую «Джулию, миссис Пил» сэра Томаса Лоуренса, а также пейзажи, небольшие итальянские бронзовые скульптуры и даже один из портретов Джорджа Вашингтона работы Гилберта Стюарта.
Картины в гостиной продолжают висеть именно так, как Фрик расставил их при жизни. Над камином висит религиозный портрет Эль Греко, зажатый между изображениями сэра Томаса Мора и Томаса Кромвеля работы Ганса Гольбейна. С другой стороны комнаты — впечатляющая картина Джованни Беллини «Святой Франциск в пустыне», одна из величайших итальянских картин эпохи Возрождения.
В западной галерее выставлены дополнительные сокровища, среди которых одна из трех картин Вермеера, последняя картина, приобретенная Фриком, портовые сцены Тернера, автопортрет Рембрандта, королевский Веласкес и аллегорические Веронесы. Конечно, каждая оригинальная галерея Фрика была очищена и отреставрирована — от краски, штукатурки и полировки до критически важных обновлений современной инфраструктуры. Были заменены все мансардные окна, в том числе в Западной галерее. Новые окна имеют защищенное от ультрафиолета стекло, что значительно улучшает условия освещения.
Настенное покрытие комнаты было воссоздано, сотканное вручную исторической фирмой Prelle, базирующейся в Лионе, Франция. Эта же компания изготовила оригинальную ткань, состоящую из трех оттенков, переплетенных вместе, в 1914 году.
Небольшой сад на 70-й улице, который виден из вестибюля, улицы и нескольких недавно построенных смотровых площадок, был создан в 1977 году легендарным британским садовником и ландшафтным архитектором Расселом Пейджем после сноса соседнего таунхауса, чтобы освободить участок. Он необычен по нескольким причинам, в частности потому, что это лишь смотровой сад и не предназначен для пребывания посетителей.
Визионер Пейдж, как и все талантливые архитекторы, консерваторы, кураторы, садовники и другие специалисты, участвовавшие в монументальной, чувственно выполненной реконструкции, стремились к новому видению. Обновление создало ощутимую энергию энтузиазма, которая излучается от приветливых охранников до нетерпеливых посетителей. Этот проект позволит Коллекции Фрика и в дальнейшем оставаться маяком красоты и спокойствия для будущих поколений.