ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Депортация крымских татар: факты и воспоминания

Великая Эпоха

«Докладываем, что начатая в соответствии с Вашими указаниями 18 мая с.г. операция по выселению крымских татар закончена сегодня, 20 мая, в 16 часов», — отчитались в тот день на имя народного комиссара по внутренним делам Лаврентия Берии. В нескольких строках телеграммы — история, которая коснулась целого народа, история людей, которые должны были покинуть свои дома за считанные минуты, а назад смогли вернуться только... через 40 лет.

Почтение памяти жертв погибших во время и после депортации. 1995. Фото: SERGEI SVETLITSKY/AFP/Getty Images
Почтение памяти жертв погибших во время и после депортации. 1995. Фото: SERGEI SVETLITSKY/AFP/Getty Images
Вывозили из Крыма преимущественно женщин, детей и пожилых людей — мужчин в то время в поселениях почти не было. Большинство из них раньше мобилизовали в ряды Красной армии, часть отправили на работы в «Москвоуголь», говорится в воспоминаниях очевидцев и докладных записках работников НКВД.

«Отец и братья моей бабушки Зейнеп были на фронте, поэтому бабушка со своей матерью Сафие жили вдвоём. Так же было и в других крымскотатарских семьях: мужчины и юноши принимали участие в войне против немцев, в домах оставались только женщины, дети и старики. Вечером 18 мая 1944 годы бабушка играла во дворе со своими подружками. В их дом вошли солдаты с автоматами. Дома находилась только мать моей бабушки. Приказали собираться, сказали, что на сборы есть 10 минут. Куда они поедут, не объясняли», — рассказывает рассказ своей бабушки Эльзара Халиль.

Её прабабушка бросилась искать свою дочку, а когда нашла и пришла с ней домой, чтобы собрать вещи, солдаты их уже не пускали. Говорили, что время на сборы закончилось.

«Вот так, в чём были в тот момент, без еды и вещей моя бабушка с матерью были депортированы в Узбекистан. Дорога была очень сложной. Люди ехали в душных, грязных и тёмных вагонах для скота», — рассказывает Эльзара.

Медицинской помощи не оказывали. Туалетов в вагонах также не было, а справить нужду на улицу не выпускали. Тела умерших выбрасывали из вагонов на остановках — о том, чтобы родственники могли их нормально похоронить по прибытии, речи не шло.

Зейнеп с матерью Сафие привезли в Ташкент, переводит внучка женщины. Там Сафие узнала от знакомых, что её муж с сыновьями был депортирован в Самарканд. С маленькой дочкой она направилась туда. Шли по железнодорожным путям. Впрочем, в Самарканде родных они так и не нашли — то, что члены семьи не могли найти друг друга после депортации, было неодиночным случаем.

«Моя прабабушка (по линии отца) пережила то же самое. Она родилась в многодетной семье, где было 13 детей. Из всех 13-ти она одна выжила», — говорит Эльзара.

Крымских татар из Крыма депортировали за 3 дня. Кто-то погиб в дороге, кто-то — уже в местах спецпоселений. Из более чем 190 тысяч крымских татар, которых депортировали в 1944 году, в одном только Узбекистане в ближайшие полтора года погибли около 30 тысяч переселенцев, отмечается в книге «Депортация крымских татар. Как это было (воспоминания депортированных)».

Всего в спецпоселениях в центральноазиатских республиках, Сибири и на Урале после депортации погибли от 38% до 46% крымских татар, сообщается на сайте Харьковской правозащитной группы со ссылкой на исследование Отто Пола (англ).

И если в начале XIX века большую часть населения — 85% — составляли крымские татары, после событий 1944 года на полуострове их вообще не осталось, как сообщают авторы книги «Депортация крымских татар. Как это было» и свидетельствуют данные о составе местного населения. По данным других источников, на Крымском полуострове их осталась очень незначительное количество.

Из перечня национальностей, проживающих на территории Советского Союза, исчезают «крымские татары». Вместо этого они значатся просто как «татары».

На мероприятии, посвящённому памяти погибших во время и после депортации. 2004 год. Фото: SERGEI SUPINSKY/AFP/Getty Images
На мероприятии, посвящённому памяти погибших во время и после депортации. 2004 год. Фото: SERGEI SUPINSKY/AFP/Getty Images
Такие действия советская власть оправдывала тем, что во время Второй мировой войны крымские татары якобы охотно переходили на сторону немцев. Некоторые информационные Интернет-ресурсы приводят верные цифры по количеству погибших среди мирного населения в годы после депортации, однако также оправдывают такие жертвы тем, что крымские татары во время Второй мировой войны «были предателями», а также готовились к отторжению Крыма от Советского Союза и к созданию татарского государства.

Отто Пол в своём исследовании отмечает, что несмотря на официальное признание в 1967 году того, что обвинения крымских татар в пособничестве немцам были ложными, «их всё ещё повторяют некоторые российские шовинисты». По его данным, против Советского Союза и на его стороне воевало равное количество крымских татар, а восемь из тех, кто воевал на стороне Красной армии, удостоили звания «Герой Советского Союза».

Первые призывы признать депортацию 1944 года актом геноцида появились в начале 60-х годов прошлого века. То, что произошло тогда и в последующие годы с крымскотатарским народом, «вполне можно характеризовать как действия, подпадающие под пункты 2, 3 и в некоторой степени пункт 4 международного определения геноцида», говорится на сайте Харьковской правозащитной группы.

Но, по мнению правозащитников, сложность заключается в том, «каким образом доказать (и возможно ли это вообще), что целью таких действий было намеренное полное или частичное уничтожение этой этнической группы». Доказательством этого может служить то, что крымские татары в местах переселения не могли изучать родной язык, культуру и традиции. Кроме того, в самом Крыму от материального и духовного наследия татар пытались избавиться, отмечают правозащитники.

До 2005 года на Крымский полуостров смогли вернуться около 300 тысяч депортированных крымских татар и их потомков. В местах выселения остаётся ещё 150 тысяч, утверждает составитель книги «Депортация крымских татар. Как это было» Рефат Куртиев.

Украина же депортацию крымских татар в 1944 году актом геноцида не признала, а 18 мая, которое для крымских татар является Днём ​​памяти по погибшим во время депортации, в списке государственных памятных дат не значится.


Отдельная благодарность за помощь в сборе материала Нияре Шевкиевой.