Астронавты МКС совершили выход в открытый космос

Два американских астронавта из состава экипажа Международной космической станции 12 июля совершили выход в открытый космос. Это единственный выход в безвоздушное пространство в течение нынешней миссии челнока STS-135 и последний в рамках программы «Спейс шаттл».

Как сообщает пресс-служба НАСА, астронавты Майкл Фоссум и Рональд Гаран вышли за пределы Международной космической станции в 09:22 по времени Восточного побережья США (16:22 по киевскому времени) почти с 40-минутным отставанием от графика. Тем не менее, астронавты полностью осуществили поставленные перед ними задачи, и, несмотря на плотный график, в течение всей «прогулки в космосе» шутили и выполняли работу легко и непринужденно.

Сразу после выхода из шлюзового отсека астронавты смогли полюбоваться видом на Космический центр им. Кеннеди, откуда 8 июля стартовал шаттл «Атлантис». МКС вместе с пристыкованным к ней челноком в этот момент как раз пролетала над полуостровом Юкатан и побережьем Флориды. «Надо же, под нами Кеннеди», – сказал Фоссум. – «Привет, Кеннеди! Великолепный старт!»

Работа за бортом МКС началась с выполнения самой важной задачи – извлечения неисправного насоса системы охлаждения из временного хранилища и размещения его в грузовом отсеке шаттла.

Для перемещения сломанного в июле 2010 года насоса весом в 1400 фунтов (635 кг) в грузовой отсек челнока использовался на всю его длину 17-метровый манипулятор станции «Канадарм2» («Канадская рука» – вклад Канады в проект МКС), на конце которого в фиксаторе ступней скафандра расположился астронавт Гаран. Рональд Гаран подплыл к насосу, где вместе с Фоссумом отсоединил его от станции и переместил в грузовой отсек шаттла. А помогали им в осуществлении этой задачи Сандра Магнус и Дуглас Херли, управлявший манипулятором и координировавший весь процесс.

Сломанный насос отправится на Землю, и после анализа неисправностей и починки он будет возвращен на станцию японским грузовым кораблем.

Далее астронавты под руководством Рекса Уолхейма на МКС и астронавта Стива Боуэна в Хьюстоне установили оборудование весом в 550 фунтов (249 кг) для проведения эксперимента под названием Robotic Refueling Mission, или системы автоматической дозаправки спутников. Работы по тестированию этой системы будут проводиться при помощи гибкого манипулятора специального назначения «Декстр». Этот двурукий робот является частью мобильной обслуживающей системы «Канадарм2». «Декстр», или «Гибкий», предназначен для расширения функциональности «Канадарма2», позволяющей выполнять действия за бортом станции без выхода в открытый в космос.

Интересная деталь. Фоссум, выплывая на руке манипулятора «Канадарм2» из грузового отсека шаттла, на некоторое время задержался и сказал Гарану, словно оценивая вклад в историю этого выхода в космос: «Оглянись вокруг себя, Ронни. Ты последний астронавт в грузовом отсеке шаттла». На что Гаран ответил Фоссуму и координатору Рексу Уолхейму на МКС: «Рекс, я закрепляю в последний раз в грузовом отсеке шаттла оборудование и хочу сказать вам, что очень благодарен всем тем тысячам людей, которые создавали этот корабль. Он на самом деле прекрасен». «Да, это удивительный аппарат, не так ли?», – подхватил Уолхейм.

После успешного размещения оборудования для эксперимента по дозаправке спутников, Рональд Гаран закрепил на платформе возле магнитного альфа-спектрометра, доставленного на станцию шаттлом «Индевор» во время миссии STS-134, образцы материалов в рамках восьмого по счету проекта по исследованию воздействия космоса на оптические свойства вещества. Образцы останутся на внешней стороне станции в течение нескольких месяцев, после чего будут доставлены на Землю для изучения.

Тем временем Майкл Фоссум отправился к российскому сегменту МКС, в переднюю часть модуля «Заря». Здесь он высвободил провод, застрявший в одном из захватов механизма, установленного на модуле во время экспедиции STS-134 и предназначенного для расширения функциональных возможностей комплекса «Канадарм2».

Под завершение выхода в космос оба астронавта установили отражатель солнечного света возле стыковочного узла модуля жизнеобеспечения «Транквилити», которые подвергался чрезмерному воздействию излучения нашего светила.

В 15:53 по времени Восточного побережья (22:53 по киевскому времени) астронавты завершили запланированные работы и закрыли люк шлюзового отсека МКС. Продолжительность выхода в открытый космос составила 6 часов 31 минуту.

Это последний выход астронавтов в открытый космос в рамках программы «Спейс шаттл»; правда, выполнял его экипаж МКС. Напомним также, что последний выход в безвоздушное пространство именно экипажа шаттла состоялся во время предыдущей экспедиции STS-134.

Отметим, что последняя «космическая прогулка» Гарана и Фоссума – 160-я в числе выходов в открытый космос, выполняемых для сборки и обслуживания МКС.

Для Рональда Гарана это 4-й выход в открытый космос, а для Майкла Фоссума – седьмой, причем 4 из них были выполнены именно с Гараном. Майкл Фоссум, с учетом последней «прогулки», провел за бортом МКС 48 часов и 32 минуты. И теперь он занимает 7-е место в десятке рекордсменов НАСА, отставая всего на 5 минут от астронавта Майкла Финка.

Последняя миссия челнока доставила огромный груз запасов на орбитальный форпост. Поэтому 11 июля в Хьюстоне приняли решение продлить миссию шаттла на 1 день, чтобы у астронавтов было достаточно времени для выполнения всех необходимых задач.

Приземление «Атлантиса» в Космическом центре им. Кеннеди запланировано на 21 июля в 5:56 по местному времени (12:56 по киевскому времени).
Видео NASA. Выход астронавтов в открытый космос.

#img_gallery#