Загадочные каменные сферы Коста-Рики

В 1930 году в джунглях Коста-Рики при подготовке земель под банановые плантации работники одной из агропромышленных компаний обнаружили необычные камни.

Фото предоставлено: John Hoopes
Среди джунглей они нашли каменные сферы правильной формы — впервые такие шары были описаны исследователями в XIX веке. Сведений о происхождении камней пока что нет, и исследователи теряются в догадках, какую роль могли играть эти артефакты.

Найденные сферы — разных размеров: самые маленькие по величине, как бейсбольный мяч, а большие весят до 16 тонн и превышают метр в диаметре.

Перед исследователями предстала непростая задача: выяснить кто, когда и с какой целью изготовил сферы. Единственный способ определить, когда каменные шары были вырезаны, — это проанализировать слой почвы, на котором их обнаружили. Однако в этом вся сложность — по словам исследователя Джона Хупса из университета Канзаса, почти все найденные артефакты были смещены со своих исторических мест расположения, а некоторые даже были повреждены взрывчаткой современных охотников за сокровищами.

Часть сфер обнаружили вместе с керамикой культуры Аквас Буэнас, которая датируется 200 гг. до н. э. — 800 гг. н. э. Другие камни нашли в погребениях, которые совершили после 1000 года.

На своей интернет-странице Джон Хупс пишет, что «шары могли быть изготовлены в любой период времени в течение последних 1800 лет». Исследователь предполагает, что процесс изготовления первых шаров мог длиться несколько десятков лет и быть делом не одного поколения людей, проживавших на землях современной Коста-Рики.

«Многие шары были выставлены в определённом порядке, они составляли прямые и кривые линии, а также треугольники и параллелограммы», — пишет Джон Хупс. По словам исследователя, была обнаружена группа из четырёх каменных шаров, которые были установлены в линию с ориентацией на северный магнитный полюс. Такое открытие породило предположение о том, что люди, которые производили камни, имели определенные астрономические знания и пользовались магнитными компасами.

Сложность исследования камней и отсутствие подтверждённых данных вызвало появление ряда легенд о происхождении камней. Существует предположение о том, что местные жители владели специальным веществом для размягчения и обработки камней. Согласно другим, более удивительными легендами, камни были завезены из Атлантиды или установлены представителями внеземных цивилизаций.