Немцы переживают из-за кебаба. Они опасаются, что их любимая уличная еда, острый и сочный кебаб в лаваше, который можно найти на каждом углу в Германии, может подорожать — или, что еще хуже, что в стране может возникнуть дефицит кебаба, пишет AP News.
Хотя на первый взгляд эти опасения могут показаться преувеличенными, они не являются беспочвенными. Рабочие одной из крупнейших фабрик по производству кебаба в Германии ведут ожесточенную и продолжающуюся борьбу со своим работодателем по поводу заработной платы и условий труда.
В течение нескольких недель рабочие фабрики Birtat Meat World SE на юго-западе Германии неоднократно останавливали производственную линию, уходя с работы в рамках «предупредительных забастовок» и требуя повышения заработной платы на 375 евро (434 доллара) в месяц.
Их текущие зарплаты сильно различаются и не разглашаются. Профсоюз работников пищевой промышленности, напитков и общественного питания, который представляет их интересы, заявляет, что методы оплаты труда непрозрачны и работники получают очень разные зарплаты за одинаковую работу, сообщает немецкое информационное агентство dpa.
Работники также пытаются организовать коллективный договор для всех сотрудников с помощью профсоюза.
Многие работники — иммигранты из Турции, Румынии или Болгарии, которые проводят долгие и тяжелые рабочие дни на фабрике, где температура близка к нулю, чтобы сохранить свежесть сырого мяса.
В среду многие работники снова покинули свои рабочие места, размахивая флагами перед главными воротами фабрики, играя на барабанах, свистя и крича о повышении заработной платы и заключении профсоюзных договоров.
Немецкие СМИ сообщают, что Birtat пока не уступила ни одному из требований. Компания не ответила на запросы о проведении интервью.
Компания Birtat, расположенная в Мурре, в 30 километрах к северу от Штутгарта, производит шашлычные шпажки более 30 лет. На своем веб-сайте компания сообщает, что производит шпажки из говяжьего, телячьего, куриного или индюшиного фарша, вес которых может достигать 120 килограммов.
Рабочие измельчают мясо, маринуют его и нанизывают куски сырого продукта на длинные металлические шампуры. Затем мясо быстро замораживают и доставляют в рестораны по всей стране.
Birtat заявляет, что поставляет продукцию тысячам киосков с кебабом и заведений быстрого питания и ежемесячно обслуживает более 13 миллионов потребителей. Некоторые владельцы ресторанов опасаются, что если работники решат объявить длительную забастовку, любимый фаст-фуд немцев действительно может стать дороже или даже дефицитным.
Немцы уже жалуются, что мясная закуска, которая двадцать лет назад была дешевым продуктом, продававшимся по цене 2,50 евро, стала слишком дорогой: в большинстве заведений она стоит не менее 7 евро (8 долларов) и более.
«Все становится все труднее и труднее», — сказал 68-летний турецкий иммигрант Халил Думан, занятый нарезкой тонких кусочков говяжьего фарша в Pergamon Döner, заведении на берлинском вокзале Фридрихштрассе. «Продукты становятся все дороже, и мы почти не получаем прибыли».
«Но если мы еще больше поднимем цены, люди перестанут здесь покупать», — сказал Думан, который более 30 лет работает в кебабных лавках в столице Германии и продавал классический кебаб-сэндвич за 7,50 евро (около 8,70 доллара).
Немцы давно полюбили сэндвич с кебабом, который в Германии называется «донер». Это слово происходит от турецкого глагола «donmek», означающего «вращаться» — мясо в течение нескольких часов жарится на вертеле, а когда становится хрустящим и подрумянивается, его нарезают тонкими как бритва ломтиками.
Впервые привезенный в Берлин турецкими иммигрантами в 1970-х годах, этот сэндвич с жареным мясом, завернутый в лаваш с нарезанным салатом, помидорами, луком и различными заправками, теперь продается повсюду в Германии, от регионов, простирающихся от Балтийского моря до Баварских Альп.
Согласно легенде, первым сэндвичем с донер кебабом в 1971 году изобрел турецкий гастарбайтер Махмут Айгун, который продавал мясо в лаваше с йогуртовой заправкой на стенде рядом с главным вокзалом возле зоопарка в Западном Берлине.
В Германии проживает около 2,9 миллиона человек турецкого происхождения, но сэндвич донер-кебаб стал настолько распространенным в стране, что многие иностранные туристы считают его типично немецким и даже не знают о его иммигрантском прошлом.
22-летняя студентка университета Неле Лангфельд пришла в Pergamon Döner, потому что после сдачи экзамена ей захотелось вкусной и сытной еды.
Ожидая своей очереди, она сказала, что хотя и не слышала о трудовом конфликте в Birtat, ей определенно не нравится перспектива возможного дефицита донера или повышения цен.
«Я живу на скромный бюджет, и это последнее, что мне нужно», — сказала она. «Донер — это единственное доступное блюдо, которое действительно насыщает — так и должно оставаться».