Пакистан не будет получать воду из рек, права на которые принадлежат Индии, заявил в четверг премьер-министр Индии Нарендра Моди, повысив градус напряженности в противостоянии по поводу доступа к воде, вызванной смертоносным терактом в индийском Кашмире.
Главный юрист Пакистана в интервью Reuters ответил, что между соседями, но сказал, что Индия должна соблюдать договор, заключенный несколько десятилетий назад.
В прошлом месяце Индия заявила, что приостанавливает действие Договора о водах Инда, приняв ряд мер после нападения в индийском Кашмире 22 апреля, в котором Нью-Дели обвинил Исламабад – Пакистан это обвинение отвергает.
Любой шаг, направленный на прекращение доступа Пакистана к воде, приведет к разрушительным последствиям. Договор по Инду, заключенный Всемирным банком 1960 года, гарантирует снабжение 80% пакистанских ферм водой из трех рек, текущих из Индии.
Обладающие ядерным оружием соседи уже столкнулись во время самых серьезных военных столкновений за последние почти три десятилетия, прежде чем 10 мая договорились о прекращении огня.
«Пакистану придется заплатить тяжелую цену за каждый теракт… Армия Пакистана заплатит ее. Экономика Пакистана заплатит за это», – сказал Моди на публичном мероприятии в северо-западном штате Раджастан, граничащем с Пакистаном.
"Пакистан готов обсуждать и решать любые вопросы, которые могут вызвать у них обеспокоенность", - заявил агентству Reuters генеральный прокурор Пакистана Мансур Усман Аван.
Он сказал, что в последние недели Индия направила Пакистану письмо, ссылаясь на рост населения и потребности в чистой энергии как причины для изменения договора. Но он сказал, что любые обсуждения должны проходить в соответствии с условиями договора.
Исламабад считает, что договор имеет обязательную юридическую силу и ни одна из сторон не может в одностороннем порядке приостановить его действие, сказал Аван.
«Что касается Пакистана, то договор в значительной степени действует, функционирует, и все, что делает Индия, она делает за свой счет и на свой страх и риск в том, что касается строительства любых гидроэлектростанций», – добавил он.
Режим прекращения огня между странами в основном сохраняется. Министр иностранных дел Индии Субрахманьям Джайшанкар заявил, что в настоящее время перестрелок нет и «произошла соответствующая передислокация сил».
«Военная операция продолжается, потому что есть четкий сигнал... что если будут совершены действия, подобные тем, что мы видели 22 апреля, то будет дан ответ. Мы ударим по террористам», – сказал Джайшанкар голландскому новостному изданию NOS.
«Если террористы находятся в Пакистане, мы ударим по ним там, где они находятся», – добавил он.
У Индии и Пакистана беспокойные отношения с тех пор, как они были выделены из состава Британской Индии в 1947 году, и они вели три войны, две из них – за гималайский регион Кашмир, на который они оба претендуют полностью, но правят им частично.
Индия обвиняет Пакистан в поддержке исламистских сепаратистов в Кашмире, что Исламабад отрицает.
Пятеро человек, в том числе трое детей, погибли в среду в результате взрыва, устроенного террористом-смертником в автобусе армейской школы в неспокойной пакистанской провинции Белуджистан. Премьер-министр и военные Пакистана обвинили в причастности к этому отвергнутую Индию террористический прокси.
После апрельского нападения обе страны приняли ответные меры: прекратили торговлю, закрыли границы и приостановили выдачу большинства виз.