ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

«Китай скоро рухнет»

Великая Эпоха
Канадская газета National Post опубликовала аналитическую статью основателя известной международной экологической организации Probe International Лоренса Соломона (Lawrence Solomon) под заголовком «Китай скоро рухнет». В статье он указал на то, что так называемое процветание КНР, как и бывшего СССР, в основном это иллюзия и что КНР может пасть в любую минуту.


Львиную долю своих доходов чиновники Китая получают путём насильственного выселения местных жителей и перепродажи земли, чем подогревают общественное недовольство. Фото: Getty Images
Львиную долю своих доходов чиновники Китая получают путём насильственного выселения местных жителей и перепродажи земли, чем подогревают общественное недовольство. Фото: Getty Images
В 1975 году, когда я находился в Сибири во время двухмесячного путешествия, иллюзия возвышения Советского Союза стала очевидной. В больших городах деловые центры казались современными, сравнимыми с теми, что можно увидеть в мегаполисе Северной Америки. Но двадцать минут ходьбы от центра раскрывало совсем другой мир — люди набирали воду в вёдра из водоколонок на углу улицы. СССР мог отправить человека в космос и ошарашить мир другими выдающимися достижениями, и всё же не мог удовлетворить базовые нужды своих граждан. Та экономическая система, хоть она и держала Запад в заблуждении до своего полного разрушения 15 лет спустя, была банкротом, и это было очевидно каждому, кто мог видеть подобные «контрасты» в советском обществе.

Между нынешней экономикой Китая и поздней экономикой СССР можно провести прямую параллель. Чрезмерные достижения сосуществуют с чрезмерными неудачами. В некотором смысле, сегодняшняя стабильность Китая ещё более сомнительна, чем советская перед её крахом. Бедная часть населения Китая ещё более бедная, чем неимущие в Советском Союзе, к тому же она намного многочисленнее — около миллиарда человек в стране, население которой составляет 1,3 млрд. Более того, в СССР не было осязаемого среднего класса — практически каждый нёс за спиной худую суму, разделял похожие невзгоды, избегая выражать свои жалобы.

Среди китайцев негодование сегодня можно ощутить. Более 300 млн человек, которые вышли из бедности и разбогатели афишируют своё новое богатство на всеобщее обозрение и часто делают это очень кричаще. В особенности это касается нового класса богачей, который ещё пару лет назад практически  не существовал. Сейчас его составляют около 500 тысяч миллионеров и 200 миллиардеров. Усугубляет ситуацию также увеличение пропасти между бедными и богатыми. Плохим предзнаменованием служит и то, что миллиард из низов общества рассматривает богатство 300 миллионов из верхов как незаконное.

Каким образом так много людей столь быстро разбогатели? Большинству из них помогла в этом коррупция. Двадцать лет назад компартия решила, что «быть богатым — это престижно», включив зелёный свет беззаконному капитализму. Верховная власть в Китае начала с того, что наградила себя и свои семьи львиной долей государственных ресурсов под прикрытием приватизации и путём продажи лицензий и других возможностей доступа к экономике своим друзьям в обмен на взятки. Коррупционная система и принятие её обществом сегодня проникли во все щели — даже мелкие чиновники в правительственных захолустьях способны «красиво» обогатить себя.

Этот дух коррупции запечатлён в популярной народной песне в Китае «Хочу выйти замуж за чиновника», текст которой объясняет, почему такое замужество выгодно для невесты. «У него есть власть, машина, дом. Он нуждается лишь в чае и чтении газет во время работы. Он никогда не тратит денег на сигареты и алкоголь. Он может свободно достать еду каждый день. Он может получить повышение лишь благодаря тому, что поддакивает своему начальнику».

Если бы коррупция была ограничена только лишь раздачей шахт, заводов своим друзьям и общественных активов своим родственникам, то гнев народа был бы ещё не так силён. Коррупция, кроме всего прочего, лишает китайцев своего жилья, здоровья и нормальной жизни.

Возьмём, к примеру, поля для гольфа — показатель статуса среди новых «китайцев». Чтобы получить огромные участки земли для их строительства, местные чиновники заключают незаконную сделку с застройщиками и проектными организациями, в результате которой земля, населённая десятками тысяч жителей и множеством предприятий, отчуждается в чиновничьи руки, причём часто с несправедливой компенсацией пострадавшим. Хотя строительство новых полей для гольфа официально запрещено, ожидается, что тысячи площадок всё равно будут построены в ближайшие годы.

Кроме полей для гольфа, бесчисленные проекты недвижимости, заказанные бюрократическим аппаратом, таким же образом выселяют целые населённые пункты. Существуют ресурсные проекты, такие как плотины ГЭС, которые могут выселить огромное число жителей и предприятий — одна только недавно возведённая плотина Санься («Три ущелья») способствовала выселению нескольких миллионов человек.

Коррупция также нередко является причиной серьёзных нарушений стандартов качества продукции. В последние годы Китай пережил скандал с заражённым молоком и случаи заражения СПИДом через переливание крови — в обоих происшествиях, которые привели к масштабным смертельным случаям и большому ущербу, оказались повинны коррумпированные чиновники. В разрушительном землетрясении в Сычуани в 2008 году около 90 тысяч человек погибло. Из них треть составляли дети, погребённые заживо под стенами 7 тысяч школ, стоящих, как говорят китайцы, на «одном сыре тофу». При возведении этих школ, как было выяснено путём расследования, использовались дешёвые некачественные материалы. В то же время рядом стоящие здания, построенные для местной элиты и отвечающие строительным стандартам, включая школы для детей чиновников, остались практически невредимыми.

Правительство пытается усмирить негодования общества путём запрета демонстраций и наложения цензуры на Интернет. Но оно терпит в этом неудачу. Из года в год количество протестов возрастает. Прошлый год засвидетельствовал 100 тысяч демонстраций по всей стране, в которые были вовлечены непосредственно десятки и косвенно сотни миллионов китайцев.

Китай — это пороховая бочка, готовая взорваться в любой момент. А если она таки взорвётся, то наступит хаос — китайцы прекрасно знают, что их страна имеет жестокую историю побоищ, совершаемых руками неуправляемой толпы. По этой причине коррумпированные чиновники внутри Китая в числе десятков тысяч продумывают форс-мажорные планы, приобретая заграничные паспорта, покупая себе дома заграницей, устраивая там свои семьи, создавая бизнес в других странах или прибегая к прочим схемам побега в случае этого «взрыва».

Что может зажечь «порох»? Это может быть повальная безработица, к которой приведёт неспособность Пекина остановить инфляцию, или пузырь на рынке недвижимости, который вот-вот лопнет. Это может быть другое природное бедствие, подобное землетрясению в 2008 году, которое так же выльется в извержение народного гнева в сторону правительства — быстро организованное с помощью телефонов и Интернета и которое власти с трудом смогут подавить. Это может быть и искусственное бедствие — многие боятся, что плотина из «соевого сыра» может разрушиться, что приведёт к сотням тысяч жертв, находящимся внизу по течению.

Что бы ни подожгло пороховую бочку, это лишь вопрос времени. Правительство не проявляет малейшего желания ослабить свою «железную» хватку — ведь, если бы оно это сделало, чиновничий аппарат начал бы получать возмездие.

Между тем, мы на Западе видим, как Китай всевозможными средствами стаёт все сильнее и сильнее, не понимая, что он одновременно стаёт всё более хрупким и уязвимым. Советский режим, потерпев крах, отделался «негромким стоном» общества. Китай более чем вероятно рухнет со «взрывом». Ни один режим не может держать в себе недовольства миллиарда человек долгое время.
 

Лоренс Соломон — исполнительный директор экологической организации Energy Probe  и основатель её дочерней организации Probe International.