ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Опальный Чжоу Юнкан появился на публике после короткой паузы

Великая Эпоха
Опальный влиятельный политик Чжоу Юнкан, который пропал из поля зрения на несколько дней ввиду предполагаемого смещения, появился в пятницу на центральном телевидении в Китае. Эксперты считают, что его появление устроено лидерами компартии для того, чтобы развеять слухи о якобы случившемся политическом перевороте.

Чжоу Юнкан. Фото: LIU JIN/AFP/Getty Images
Чжоу Юнкан. Фото: LIU JIN/AFP/Getty Images
Центральное телевидение Китая показало, как Чжоу Юнкан встретился с министром иностранных дел Индонезии Марти Наталегавой.

Это событие произошло спустя несколько дней после того, как вначале этой неделе среди китайских пользователей микроблогов появились слухи о том, что Чжоу Юнкана отстранили от дел, и что он потерял власть.

Чжоу Юнкан руководит политико-правовым комитетом (ППК) в центральном аппарате коммунистической партии, который ведает министерством внутренних дел, судами и прокуратурой. Он также является членом постоянного комитета политбюро партии — органа из 9 человек, управляющего страной.

По данным источников из Пекина, между Чжоу и премьером Вэнь Цзябао произошел конфликт относительно того, как поступить с опальным политиком Бо Силаем, которого уволили 15 марта с поста главы компартии города Чунцин из-за скандала с его бывшим помощником Ван Лицзюнем.

Ван посетил в начале февраля американское консульство, надеясь получить политическое убежище, и оставил там, как предполагается, компромат о внутрипартийной борьбе в верхах партии и о планах Бо Силая и Чжоу Юнкана захватить власть в стране.

В микроблогах горячо обсуждают появление Чжоу на центральном телеканале, называя его «Мастер Кан» (популярная в Китае марка лапши быстрого приготовления) с целью избежать цензуры.

Политический комментатор нью-йоркского телеканала NTD Вэнь Чжао считает, что подобная встреча не соответствует должности главы ППК, и, скорее всего, устроена специально.

«По должности ему [Чжоу] с главой МИД особенно нечего обсуждать, ведь политико-правовой комитет не относится к административной системе правительства. По правилам, такая встреча должна проводиться министром иностранных дел Китая или премьером, или членом госсовета по дипломатическим делам», — говорит он.

«На мой взгляд, то, что Чжоу Юнкан провёл эту встречу, специально было устроено высшим руководством, чтобы опровергнуть распространяемую информацию», — отмечает Вэнь.

Надежный источник Великой Эпохи, который имеет доступ к руководству партии, сообщил 21 марта, что в столице что-то произошло двумя днями ранее, и что Чжоу был арестован.

Британская газета Financial Times также сообщала, ссылаясь на свой источник в системе безопасности, что Чжоу запретили открыто появляться на публике или участвовать во встречах на высоком уровне.

«Если осуществить переворот резким способом, откровенно заявить об аресте, как это было сделано в 70-е годы во время ареста «Банды четырёх», то это всё равно что объвить несостоятельность компартии Китая и её высшего руководства, что неизбежно сильно повлияет на режим. Сейчас никто не смеет так поступать», — сказал Вэнь Чжао.

Он указывает, что публичное появление Чжоу Юнкана говорит о том, что руководство партии не хочет шокировать общество сообщениями о жёсткой внутрипартийной борьбе за власть.

«Бандой четырёх» называют политическую фракцию, в которую входили четыре руководителя компартии — последняя жена тогдашнего лидера Мао Цзэдуна и трое ее соратников, пришедшие к власти во времена «Культурной революции» (1966—1976). Тогда их осудили в изменнических преступлениях.

Между тем, 22 марта китайская версия пропартийной газеты Global Times опубликовала редакторскую статью, требуя от центральных властей объяснить множество слухов о расколе внутри партии.

В статье упоминается, что после увольнения и ареста Бо Силая в обществе появилось «множество различных суждений», и поэтому «мы надеемся, что Центральный комитет поскорее сделает какие-то заключения».

«На поверхности, кажется, что слухи распространяются повсюду; в действительности, все общество ожидает услышать авторитетный голос Центрального комитета компартии Китая», — говорилось в статье.

«Чем быстрее этот голос появится, тем быстрее в обществе настанет прояснение, и люди успокоятся», — указывали авторы анонимной статьи.

Это издание является одним из главных инструментов пропаганды компартии за рубежом и подчиняется «Жэньмин жибао», печатному органу Центрального комитета компартии.

Обычно китайские официальные СМИ не призывают высшее руководство к каким-то действиям, и только сообщают о том, как чиновники выполняют те или иные принятые решения.

Эксперт по вопросам Китая Ши Цзаншань, проживающий в США, считает, что, судя по данной статье, информация о расколе внутри компартии уже известна большинству китайцев, хотя китайские СМИ ничего об этом не пишут.

Он также говорит, что статья в Global Times отражает беспокойство внутри партии в связи с возникшей неопределённостью.

Написанию статьи содействовали Людмила Сухарева и Илья Иванов

-------------------------------------

Китайский режим переживает кризисЧитайте другие статьи по последним событиям в Китае в спецрубрике Великой Эпохи «Китайский режим переживает кризис». Аналитики по Китаю отмечают, что разгоревшаяся борьба за власть, вероятно, приведёт к реформированию политической системы страны. Проследите, как развивалась эта борьба в хронологическом порядке. Узнайте в лицо главных фигурантов борьбы за власть в правящей верхушке Китая.