ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китайские журналисты «танцуют в кандалах»

Великая Эпоха
Китай — это страна с самыми плохими в мире показателями по цензуре в СМИ и количеству журналистов, которые сидят в тюрьме. Недавно тут отпраздновали национальный праздник — День журналиста. Для коммунистических чиновников этот день является настоящим праздником, а для китайских журналистов — напоминанием о тягостях, которые на них взвалили.

Пекин, 10 сентября 2009 года. Журналисты берут интервью у китайского солдата в тренировочном лагере, где происходит подготовка к параду в преддверии национальном праздника. Фото LIU JIN/AFP/Getty Images
Пекин, 10 сентября 2009 года. Журналисты берут интервью у китайского солдата в тренировочном лагере, где происходит подготовка к параду в преддверии национальном праздника. Фото LIU JIN/AFP/Getty Images
Среди многочисленных официальных поздравлений и пропагандистских материалов, которые получили китайские СМИ во время празднования Дня журналиста, самой интересной была одна директива, изданная главами отделов пропаганды местных офисов компартии. Этот документ вновь напоминал о важной роли журналистов — «решительно контролировать правильное направление общественного мнения».

Другой пример — это сообщение радио Тибета: «Мы должны тщательно выявлять и критиковать оппозиционную направленность группы Далай [Ламы], захватить интернет для борьбы с распространённым общественным мнением в отношении Тибета и контролировать различные информационные кампании в СМИ».

А что говорили в этот день сами журналисты?

«Снова отмечают День журналиста, медиа технологии постоянно развиваются, однако не так много осталось журналистов с моральными принципами», — пишет на Weibo.com, крупнейшем сайте микроблогов в Китае, репортёр из китайского новостного центра Yahoo.

Цао Линь, редактор китайской молодёжной газеты, заявил: «Раньше по случаю Дня журналиста мы призывали соблюдать свободу слова и защищать репортеров от насилия. В этом году мы будем бороться за право не публиковать сфабрикованные новости», — говорит Цао.

«Чтобы не публиковать сфабрикованные новости, первое, что нужно сделать — это отказаться от определённых властями шаблонов для новостей, которые применяются для управления и подавления общественного мнения. Они [шаблоны] являются началом для выпуска сфабрикованных новостей», — подчёркивает он.

Чэнь Вэньдин, репортер гуанчжоуской газеты Southern Metropolis, сказал: «В Китае в журналистской среде насчитывается свыше одного миллиона людей. У нас ещё есть надежда, несмотря на то, что реальность выглядит жестоко, мрачно и иногда заставляет чувствовать себя беспомощными».

Цена за достоверные сообщения или сколько стоит правда

«Задача прессы и электронных средств массовой информации [в Китае] заключается в служении правительству, а не в том, чтобы сообщать достоверную информацию», — сообщила австралийская газета Sunday Morning Herald со ссылкой на выступление китайского журналиста Мужун Сюэцунь в Доме литературы Осло 25 ноября.

Сообщение правдивой информации, которая портит имидж коммунистического режима, оборачивается для журналистов в Китае увольнениями или физической расправой.

Репортеры без границ разработали 'альтернативный' логотип к Олимпиаде 2008 в Пекине, чтобы привлечь внимание мировой общественности к жёсткой цензуре, сопровождающей это мероприятие. Фото: rsf.org
Репортеры без границ разработали 'альтернативный' логотип к Олимпиаде 2008 в Пекине, чтобы привлечь внимание мировой общественности к жёсткой цензуре, сопровождающей это мероприятие. Фото: rsf.org
Согласно индексу о положении свободы слова в мире за 2010 год, который составила правозащитная организация Репортёры без границ (RSF), Китай занимает 8 место с конца из 178 стран. В ноябре 2010 года 31 журналист и 75 пользователей интернета были задержаны в Китае. В списке RSF «Враги интернета» КНР занимает 171 место среди 178 стран.

Недавно Чэнь Цзежень и Ши Юй стали жертвами подавления журналистов коммунистическими властями.

Чэнь работал главным редактором онлайн-издания газеты Жэньминь жибао в городе Цзянсу. Он сказал, что его уволили потому, что он слишком много критиковал правительство. «Пропагандистская машина компартии Китая не может принимать на работу тех, кто не сотрудничает с ней», — говорит Чэнь.

Ши проводил журналистское расследование о Чэнь Гуанчэне, слепом правозащитнике. Из-за этого его уволили из финансового журнала the Economy & Nation Weekly, владельцем которого является государственное агентство Синьхуа. Ши был первым репортёром, который потерял свою работу вследствие публикации информации о Чэн Гуанчэне. Об этом 21 октября сообщило немецкое агентство Deutsche Welle.

Другое издание, ежемесячный журнал Great Wall, было вынуждено приостановить свою деятельность. Главный редактор Чжу Шуньчжун вместе с десятью сотрудниками покинули издание. Основной причиной закрытия являлась политическая месть. Чжу принимал участие в разработке предвыборной кампании по избранию независимого кандидата на выборах мера в городе Чжэнчжоу. Также говорят, что Чжу сообщал о правах человека в Китае.

В сентябре репортёр гуанчжоуской газеты Southern Metropolis Цзи Сюйгуан, который сообщил о секс-рабстве в городе Лоян, подвергся преследованиям и угрозам со стороны местных властей. Цзи обвинили в разглашении «государственной тайны». Он обратился за помощью через микроблог Weibo и покинул Лоян со своей женой и братом. Говорят, что Цзи имеет множество шрамов по всему телу, полученных в результате насилия, с которым он столкнулся в течение десяти лет работы журналистом.

В июле закрыли отдел журналистских расследований в финансовом журнале China Economics Times, где работал известный журналист Ван Кэцинь.

12 мая по случаю третьей годовщины землетрясения в провинции Сычуань газета Southern Metropolis опубликовала статью с поддержкой художника Ай Вэйвэя и критикой некачественно построенных домов. В Китае их обычно называют «проекты на остатках соевого соуса». После публикации автор статьи Сун Чжибяо был вынужден уйти в отставку.

В октябре 2010 года телерепортёр Дэн Цуньяо из города Лунъянь провинции Фуцзянь подвергся нападению по дороге на работу. Дэну сломали ногу, и он стал инвалидом. Причиной нападения стало то, что Дэн обвинил директора местной клиники Лунмэнь в присвоении денег, выделенных на выплаты зарплаты сельским врачам.

В августе 2010 года отдел пропаганды провинции Гуандун запретил известному комментатору и репортёру Чан Пину публиковать свои статьи в газете Southern Metropolis. Статьи Чана — это в основном горячие новостные сообщения и комментарии с критикой режима. Ранее, после публикации о протестах тибетцев в марте 2010 года, Чэна также заставили замолчать.

Китайская молодёжная газета (China Youth Daily) писала, что многие китайские журналисты ощущают глубокое чувство беспомощности, «раз за разом стукаясь головой о стену в своём стремлении к свободе». Журналистская этика в Китае достигла самого дна.

«Когда журналисты не могут защитить себя и свои семьи, как они могут отслеживать действия правительства, поддерживать справедливость, или пытаться защитить менее обеспеченных?», — говорится в статье.

Чжань Цзян, сторонник права на свободу прессы в Китае, рассказал Deutsche Welle: «Со временен 80-х годов существовало такое выражение, что китайские журналисты танцуют в кандалах. Почти 28 лет прошло, а ситуация не изменилась».

Чэн Цзин и Гизела Соммер, The Epoch Times

Оригинал на английском: The Epoch Times