По прошествии времени очки получили множество более или менее нежных прозвищ: велосипед для носа, спекулятор, телескоп с фиксированным взглядом или протез интеллекта. Давайте погрузимся в их многовековую историю, преисполненную преобразований.
Очки не только защищают наши глаза от солнца, но и исторически служили, прежде всего, вспомогательным средством для чтения и зрения. Ведь раньше, более чем сегодня, хорошее зрение определяло жизнь или смерть. Поскольку мы воспринимаем до 80% жизненно важной информации через глаза, зрение является важнейшим чувством человека.
Поэтому неудивительно, что со временем очки приобрели большое культурное и социальное значение. Однако их форма изменялась по крайней мере так же часто, как отношение к ним. То очки обожали, то высмеивали. Давайте посмотрим на истоки этого модного аксессуара, который сейчас так популярен.
Для изготовления очков требуются не только подходящие материалы и инструменты, но и знания в области оптики. Эти два элемента, похоже, уже существовали в Древнем Египте и Древней Греции.
Так, египтяне уже знали закон отражения, а греческий философ Евклид (365-300 до н. э.) писал труды по оптике. Кроме того, обе эти цивилизации умели производить, резать и полировать стекло. Однако вопрос о том, знали ли они также о действии оптических линз и производили ли на этой основе очки, остается открытым.
В некоторых письменных источниках люди древности, такие как Цицерон (106-43 гг. до н. э.), регулярно жаловались на слабое зрение. Следовательно, возможно, что очки или их предшественники еще не были изобретены в дохристианскую эпоху или не были доступны населению. Во времена после рождения Христа ситуация могла измениться.
Римский ученый Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) уже знал об оптическом увеличении. В своем труде Quaestiones naturales он пишет: «[…] даже самые мелкие и невнятные буквы можно увидеть прописными и четкими через стеклянный шар, наполненный водой […]». Вопрос о том, знал ли он также об эффекте линзы, создаваемой кристаллами, остается открытым.
Однако интересно упоминание римского историка Плиния Старшего (24-79 гг. н. э.). По его словам, император Нерон, ученик Сенеки, наблюдал за боями гладиаторов, глядя сквозь цветное стекло – для удовольствия, защиты от солнца или компенсации возможной слабости зрения, этого мы не знаем.
То, что использование хрусталя в качестве зрительной помощи не маловероятно, подтверждают римские находки в Помпеях, где археологи обнаружили выпуклые диски из горного хрусталя и стекла, которые обладали оптическими свойствами увеличения. Поскольку некоторые из этих предметов были оправлены в золото или кожу и имели отверстия, они могли также служить украшениями.
Первым человеком, точно знавшим об увеличительном эффекте стеклянных линз, был арабский математик и астроном Альхазен (965-1040), записавший свои знания в книге «Сокровищница оптики». Эта книга была переведена на латынь в конце XII века и заложила основы для изобретения портативного прибора для чтения.
Под названием Opticae Thesaurus средневековые монахи располагали работой по оптике, в которой они могли ознакомиться с теоретическими знаниями. Однако, поскольку в Средневековье было трудно изготовить бесцветное стекло, монахи часто производили свои первые приборы для чтения из прозрачных кристаллов. В XIII веке именно монахи францисканского ордена распространили многочисленные lapides ad legendum – камни для чтения.
Вскоре после этого венецианские стекольщики по-другому взглянули на эти камни для чтения. Они превратили их в вставленные в оправу линзы и создали первые очки в форме монокля, которые вскоре были усовершенствованы и превратились в очки с заклепками.
Точный момент, когда произошел этот процесс, и кто был его изобретателем, неизвестно. Приблизительную хронологическую ориентирную точку дает проповедь доминиканского монаха Джордано да Ривалто в 1305 году в Венеции. В ней читаем:
«Еще не прошло и 20 лет, как было открыто искусство изготовления очков, благодаря которым мы видим лучшее».
Если верить этому упоминанию, первые очки могли быть изготовлены около 1285 года венецианскими стекольщиками, известными своим высококачественным мастерством.
То, что профессия окулиста в Средневековье была нелегкой, свидетельствуют приказы венецианского совета. Чтобы сохранить высокое качество, стеклянные цеха должны были использовать для изготовления очков преимущественно горный хрусталь, а не простое бесцветное стекло. Если все же использовалось стекло, об этом нужно было сообщать. В случае несоблюдения этого положения мастеров ждали большие штрафы.
Кроме того, венецианское сырое стекло, которое тогда имело большую ценность, не могло продаваться, а стекольщики из итальянского города-лагуны не могли эмигрировать или работать в других предприятиях. Если они это делали, их возвращали в Венецию, а если они отказывались, их семьям угрожали. Если это не давало результата, даже нанимали убийц. Средневековые письменные источники сообщают о нескольких таких случаях, когда беглецы-стекольщики были отравлены в Вене и Флоренции.
Несмотря на все эти мероприятия, знания об изготовлении очков наконец просочились, и первые мастерские появились за пределами Венеции.
До середины XV века приборы для чтения встречались среди средневекового населения только изредка. Это объяснялось тем, что в то время только незначительная часть населения – преимущественно дворяне и монахи – умела читать и писать. Поэтому очки поначалу считались символом мудрости.
Но ситуация быстро изменилась: простые граждане, часто испытывавшие неприязнь к высшему классу, стали считать носителей очков слабыми, старыми и смешными. Кроме того, очки начали ассоциироваться с колдовством, к которому относились с подозрением, что породило такие выражения, как «надеть очки на кого-то», то есть намеренно кого-то обмануть.
Первые гильдии очков во Франции возникли в конце XVI века. Они возникли в условиях, когда производство оптики начало развиваться около 1450 г., но профессиональная организация сформировалась позже. Гильдия зеркальщиков, ювелиров и окулистов была официально создана в 1581 году, а ее устав определял особенности профессии.
Устав гильдии зеркальщиков, ювелиров и окулистов 1581 г., провозглашенный при правлении Генриха III, упоминается в нескольких исторических трудах о французском производстве очков, но для ознакомления с ним в полном объеме необходимо провести исследования в специализированных архивах.
Профессия постепенно организовывалась в XV и XVI веках, объединяя зеркальщиков, производителей очков и безделушек. В XV и XVI веках изготовители очков присутствовали в нескольких французских городах, главным образом в городских центрах, где производство и торговля очками постепенно организовывались после их появления около 1450 года.
Первые упоминания касаются таких городов, как Руан, где уставы зеркальщиков-окулистов существуют с 1538 года, и Париж, центр торговли с лавочниками, которые продавали очки, импортируемые из Италии.
Руан сохраняет свою ведущую роль, в то время как в Париже в 1581 году создается гильдия мастеров зеркал, безделушек и очков. Путешественники также распространяют продукцию в окружающих сельских районах.
Первым, кто распознал функционирование хрусталика в человеческом глазу и, следовательно, причину близорукости и дальнозоркости, был аббат Франциск Мауроликус (1494-1575 гг. н. э.).
До XV века изготовляли только очки для чтения с выпуклыми линзами, то есть изогнутыми наружу.
В XV веке французские окулисты изготовляли преимущественно очки без зажимавшихся на носу скобок с двумя круглыми линзами, соединенными мостиком. Эти оправы оставались большими и в основном корректировали пресбиопию.
• Распространенные материалы: дерево, рог и кожа для оправ, предназначенных для монахов-переписчиков и ученых.
• «Благородные» материалы для состоятельных людей: черепаший панцирь, слоновая кость, иногда китовый ус, что делало оправы более удобными и престижными.
Изменение наступило с появлением вогнутых линз, изогнутых внутрь, корректировавших близорукость. Во Франции линзы для близоруких распространились в XVI веке благодаря венецианским импортерам и парижским стекольщикам. Папа Леон X (близорукий), изображенный с вогнутой линзой около 1518-1521 годов, иллюстрирует их раннее элитарное использование, доступное с 1450 года в крупных городах, таких как Париж и Руан.
Самыми распространенными формами оправ в то время были оправы с заклепками и скругленным мостом. Однако у них был недостаток, поскольку их нужно было постоянно держать руками. Чтобы освободить руки, были быстро разработаны альтернативные варианты, такие как оправы с ремешками или оправы-обручи.
• Очки с заклепками: два круга, соединенные заклепкой, которые зажимаются на носу, происходят от первых средневековых моделей.
• Очки с округлым мостом: эволюция в XV веке, центральный гвоздь заменен на изогнутый мост, иногда сопровождаемый лентой или ремешком для удержания очков на голове.
В Европе эпохи Возрождения зрительные очки плохо воспринимались во всех социальных слоях и ассоциировались с демонстрацией физических недостатков. Только испанцы носили очки с гордостью. "Мы были убеждены, что ничто не может украсить человека больше, чем пара очков", - писал ученый Иероним Сиртурус в 1618 году.
С XVI века появились другие формы очков, поскольку предыдущие модели все еще не обеспечивали удовлетворительной фиксации. Так сначала появились очки с капюшоном и налобной лентой, затем очки на пружинах и монокли.
В XVII веке появились не только другие формы очков, такие как ножницы, но и лорнеты.
В то время итальянские и английские окулисты также производили высококачественные средства для коррекции зрения. Англичане тоже воспользовались открытиями в области оптики, сделанными учеными Исааком Ньютоном (1643-1727 гг. н. э.) и Робертом Гуком (1635-1703 гг. н. э.).
Короткие жесткие скобки, так называемые очки на висках, были изобретены около 1727-1730 годов английским оптиком Эдвардом Скарлеттом. Они оканчиваются металлическими кольцами (иногда обтянутыми бархатом), которые прижимаются к вискам и совместимы с париками XVIII века.
В 1752 году Джеймс Айскоу усовершенствовал очки с ушками, добавив к ним шарнирные скобки, проходящие за ушами для лучшей фиксации. Введенные во Франции в XVIII веке, они постепенно заменяют очки среди элиты, а Пьер-Гиацинт Казо в Морезе (1796) внедряет инновацию в виде скрученных металлических скобок, охватывающих ухо.
В ремесле появляются новые устройства, такие как пластинчатая мельница, используемая в качестве механического ремесленного или полупромышленного инструмента для вырезания или фрезерования носовых пластин (или носовых упоров) оправ для очков, особенно во французских производственных центрах, таких как Морез в XIX веке.
Это оборудование, часто работавшее на гидравлической или ручной энергии, позволяло точно вырезать пластины из рога, кости, металла или черепахи, приспособленные к очкам и первым оправам со скобками. Оно явилось частью перехода от ремесла к индустриализации в регионе Юра в 1820-1840 годах и впервые позволило наладить массовое производство.
В то время как аристократия в XVII и XVIII веках в основном отказывалась от очков, люд уже издавна их принял.
Во Франции даже во время Французской революции (1789-1799 гг. н. э.) население подняло это средство для улучшения зрения до уровня модного аксессуара. Особенно большим энтузиазмом пользовались очки-ножницы, которые носили даже люди без недостатков зрения.
Лорнеты появились во Франции в XVIII веке, их изобрел около 1780 английский оптик Джордж Адамс, но они быстро стали модным аксессуаром парижской аристократии и буржуазии.
В век Просвещения они стали предметом роскоши и социального различия, часто изготавливались из перламутра, черепахового панциря или украшались драгоценностями, использовались в опере, на маскарадах или в салонах для незаметного наблюдения. Женщины предпочитали очки из-за их элегантности, держа их за ручку, а не нося на носу.
В XIX веке лорнеты эволюционировали в оперные бинокли (театральные бинокли) и иногда включали в себя веера или табакерки. Их ремесленное производство развивалось в Париже, главном центре оптиков-ювелиров.
Окончательный конец традиционного производства очков наступил с началом индустриализации в 1840 году. Индустриализация очков во Франции началась в конце XVIII века в Верхнем Юре, в Морезе, где Пьер-Гиацинт Казо в 1796 г. изобрел первую оправу из проволоки, используя местные металлургические ресурсы и гидравлическую энергию.
В 1820 году Пьер-Гиацинт Лами открыл первый завод в Морезе, что ознаменовало переход от ремесла к серийному производству «очков из проволоки». В 1900 году регион производил 12 миллионов единиц продукции в год, экспортировавшихся в Европу.
Семейные мельницы, такие как Moulin Buffard-Moret или Moulin Lamy (около 1850 г.), постепенно внедряют станки и цилиндры для производства проволоки. Они способствуют развитию очки в регионе Юра, экспортируя миллионы пар по всему миру вплоть до XX века, до появления паровой механизации.
С 1920-х годов Ойоннакс (Эн), эксперт по рогу и целлюлозному ацетату, становится мировым лидером по производству пластиковых оправ в 1950-1970-х годах, с такими брендами, как Morel. Параллельно Essilor (бывшая Société des Lunetiers, 1849) промышленно производит корректирующие линзы.
Последней новой формой очков, появившейся в XIX веке, были очки-зажимы, также известные как лорньон или бинокль. Они были особенно популярны среди высшего класса и числились признаком интеллекта. С XX века не была создана ни одна новая форма очков для оптимизации их крепления, а исключительно для модных целей.
Развитие стекла для очков еще не было завершено. Специальные линзы для людей, перенесших операцию по поводу катаракты (так называемые афакические линзы), появились во Франции в XVIII веке, после первых операций по удалению хрусталика, проведенных Жаком Давьелем около 1753 года. Лишь в 1949 году, с изобретением внутриглазного имплантата Гарольдом Ридли (Великобритания), афакические линзы стали устаревшими во Франции.
Первое химическое антибликовое покрытие для очковых линз было запатентовано в 1935 году Александром Смакулой в компании Carl Zeiss в Йене (Германия) с использованием тонкого слоя оксида для уменьшения бликов до 98% пропускания. Во Франции этот тип химической обработки получил распространение в 1950-1960 годах, а с 1959 года компания Zeiss начала применять его в производстве линз для очков.
Не менее позднее были изобретены контактные линзы в 1888 году швейцарским офтальмологом. Однако прорыв произошел только в 1948 году, благодаря улучшению их устойчивости. Почти одновременно в США и России были проведены первые операции на глазах, которые стали особенно популярны с 1978 года.
Но контактные линзы и операции на глазах не означают конец очков. Как модный аксессуар, а также как защита от солнца и пыли, они будут и дальше оставаться популярными.
Катарина Моргенштерн