ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Как очки прошли путь от камня до стекла

Великая Эпоха
(Sameer/Unsplash)

По прошествии времени очки получили множество более или менее нежных прозвищ: велосипед для носа, спекулятор, телескоп с фиксированным взглядом или протез интеллекта. Давайте погрузимся в их многовековую историю, преисполненную преобразований.

Очки не только защищают наши глаза от солнца, но и исторически служили, прежде всего, вспомогательным средством для чтения и зрения. Ведь раньше, более чем сегодня, хорошее зрение определяло жизнь или смерть. Поскольку мы воспринимаем до 80% жизненно важной информации через глаза, зрение является важнейшим чувством человека.

Поэтому неудивительно, что со временем очки приобрели большое культурное и социальное значение. Однако их форма изменялась по крайней мере так же часто, как отношение к ним. То очки обожали, то высмеивали. Давайте посмотрим на истоки этого модного аксессуара, который сейчас так популярен.

Первые видимые знания

Для изготовления очков требуются не только подходящие материалы и инструменты, но и знания в области оптики. Эти два элемента, похоже, уже существовали в Древнем Египте и Древней Греции.

Так, египтяне уже знали закон отражения, а греческий философ Евклид (365-300 до н. э.) писал труды по оптике. Кроме того, обе эти цивилизации умели производить, резать и полировать стекло. Однако вопрос о том, знали ли они также о действии оптических линз и производили ли на этой основе очки, остается открытым.

В некоторых письменных источниках люди древности, такие как Цицерон (106-43 гг. до н. э.), регулярно жаловались на слабое зрение. Следовательно, возможно, что очки или их предшественники еще не были изобретены в дохристианскую эпоху или не были доступны населению. Во времена после рождения Христа ситуация могла измениться.

По легенде Архимед из Сиракуз поджег римские корабли с помощью параболических зеркал, что свидетельствует о знании закона отражения. (Photo: Domaine public)

Римский ученый Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) уже знал об оптическом увеличении. В своем труде Quaestiones naturales он пишет: «[…] даже самые мелкие и невнятные буквы можно увидеть прописными и четкими через стеклянный шар, наполненный водой […]». Вопрос о том, знал ли он также об эффекте линзы, создаваемой кристаллами, остается открытым.

Однако интересно упоминание римского историка Плиния Старшего (24-79 гг. н. э.). По его словам, император Нерон, ученик Сенеки, наблюдал за боями гладиаторов, глядя сквозь цветное стекло – для удовольствия, защиты от солнца или компенсации возможной слабости зрения, этого мы не знаем.

То, что использование хрусталя в качестве зрительной помощи не маловероятно, подтверждают римские находки в Помпеях, где археологи обнаружили выпуклые диски из горного хрусталя и стекла, которые обладали оптическими свойствами увеличения. Поскольку некоторые из этих предметов были оправлены в золото или кожу и имели отверстия, они могли также служить украшениями.

Кристалл монахов

Первым человеком, точно знавшим об увеличительном эффекте стеклянных линз, был арабский математик и астроном Альхазен (965-1040), записавший свои знания в книге «Сокровищница оптики». Эта книга была переведена на латынь в конце XII века и заложила основы для изобретения портативного прибора для чтения.

Под названием Opticae Thesaurus средневековые монахи располагали работой по оптике, в которой они могли ознакомиться с теоретическими знаниями. Однако, поскольку в Средневековье было трудно изготовить бесцветное стекло, монахи часто производили свои первые приборы для чтения из прозрачных кристаллов. В XIII веке именно монахи францисканского ордена распространили многочисленные lapides ad legendum – камни для чтения.

От камня до очков за 50 лет

Вскоре после этого венецианские стекольщики по-другому взглянули на эти камни для чтения. Они превратили их в вставленные в оправу линзы и создали первые очки в форме монокля, которые вскоре были усовершенствованы и превратились в очки с заклепками.

Точный момент, когда произошел этот процесс, и кто был его изобретателем, неизвестно. Приблизительную хронологическую ориентирную точку дает проповедь доминиканского монаха Джордано да Ривалто в 1305 году в Венеции. В ней читаем:

«Еще не прошло и 20 лет, как было открыто искусство изготовления очков, благодаря которым мы видим лучшее».

Если верить этому упоминанию, первые очки могли быть изготовлены около 1285 года венецианскими стекольщиками, известными своим высококачественным мастерством.

Очки с заклепками, как и те, что мы видим на картине «Пятидесятница», были первой формой очков. (Photo: Domaine public)

Строгие правила для мастеров и подмастерьев

То, что профессия окулиста в Средневековье была нелегкой, свидетельствуют приказы венецианского совета. Чтобы сохранить высокое качество, стеклянные цеха должны были использовать для изготовления очков преимущественно горный хрусталь, а не простое бесцветное стекло. Если все же использовалось стекло, об этом нужно было сообщать. В случае несоблюдения этого положения мастеров ждали большие штрафы.

Кроме того, венецианское сырое стекло, которое тогда имело большую ценность, не могло продаваться, а стекольщики из итальянского города-лагуны не могли эмигрировать или работать в других предприятиях. Если они это делали, их возвращали в Венецию, а если они отказывались, их семьям угрожали. Если это не давало результата, даже нанимали убийц. Средневековые письменные источники сообщают о нескольких таких случаях, когда беглецы-стекольщики были отравлены в Вене и Флоренции.

Несмотря на все эти мероприятия, знания об изготовлении очков наконец просочились, и первые мастерские появились за пределами Венеции.

На картине Томмазо да Модена (1326–1379) изображен кардинал Уго де Сен-Шер в очках. Это самое древнее известное изображение очков с заклепками. (Photo: Domaine public)

Очки: от колдовства до предмета повседневного обихода

До середины XV века приборы для чтения встречались среди средневекового населения только изредка. Это объяснялось тем, что в то время только незначительная часть населения – преимущественно дворяне и монахи – умела читать и писать. Поэтому очки поначалу считались символом мудрости.

Но ситуация быстро изменилась: простые граждане, часто испытывавшие неприязнь к высшему классу, стали считать носителей очков слабыми, старыми и смешными. Кроме того, очки начали ассоциироваться с колдовством, к которому относились с подозрением, что породило такие выражения, как «надеть очки на кого-то», то есть намеренно кого-то обмануть.

Первые гильдии очков во Франции возникли в конце XVI века. Они возникли в условиях, когда производство оптики начало развиваться около 1450 г., но профессиональная организация сформировалась позже. Гильдия зеркальщиков, ювелиров и окулистов была официально создана в 1581 году, а ее устав определял особенности профессии.

Устав гильдии зеркальщиков, ювелиров и окулистов 1581 г., провозглашенный при правлении Генриха III, упоминается в нескольких исторических трудах о французском производстве очков, но для ознакомления с ним в полном объеме необходимо провести исследования в специализированных архивах.

Профессия постепенно организовывалась в XV и XVI веках, объединяя зеркальщиков, производителей очков и безделушек. В XV и XVI веках изготовители очков присутствовали в нескольких французских городах, главным образом в городских центрах, где производство и торговля очками постепенно организовывались после их появления около 1450 года.

Первые упоминания касаются таких городов, как Руан, где уставы зеркальщиков-окулистов существуют с 1538 года, и Париж, центр торговли с лавочниками, которые продавали очки, импортируемые из Италии.

Руан сохраняет свою ведущую роль, в то время как в Париже в 1581 году создается гильдия мастеров зеркал, безделушек и очков. Путешественники также распространяют продукцию в окружающих сельских районах.

Представление первых производителей очков. (Photo: Domaine public)

Новые изобретения, те же насмешки

Портрет известного испанского поэта Франсиско де Кеведо в очках. (Photo: Domaine public)

Первым, кто распознал функционирование хрусталика в человеческом глазу и, следовательно, причину близорукости и дальнозоркости, был аббат Франциск Мауроликус (1494-1575 гг. н. э.).

До XV века изготовляли только очки для чтения с выпуклыми линзами, то есть изогнутыми наружу.

В XV веке французские окулисты изготовляли преимущественно очки без зажимавшихся на носу скобок с двумя круглыми линзами, соединенными мостиком. Эти оправы оставались большими и в основном корректировали пресбиопию.

• Распространенные материалы: дерево, рог и кожа для оправ, предназначенных для монахов-переписчиков и ученых.

• «Благородные» материалы для состоятельных людей: черепаший панцирь, слоновая кость, иногда китовый ус, что делало оправы более удобными и престижными.

Изменение наступило с появлением вогнутых линз, изогнутых внутрь, корректировавших близорукость. Во Франции линзы для близоруких распространились в XVI веке благодаря венецианским импортерам и парижским стекольщикам. Папа Леон X (близорукий), изображенный с вогнутой линзой около 1518-1521 годов, иллюстрирует их раннее элитарное использование, доступное с 1450 года в крупных городах, таких как Париж и Руан.

Формы оправ

Самыми распространенными формами оправ в то время были оправы с заклепками и скругленным мостом. Однако у них был недостаток, поскольку их нужно было постоянно держать руками. Чтобы освободить руки, были быстро разработаны альтернативные варианты, такие как оправы с ремешками или оправы-обручи.

Французские очки того времени

• Очки с заклепками: два круга, соединенные заклепкой, которые зажимаются на носу, происходят от первых средневековых моделей.

• Очки с округлым мостом: эволюция в XV веке, центральный гвоздь заменен на изогнутый мост, иногда сопровождаемый лентой или ремешком для удержания очков на голове.

В Европе эпохи Возрождения зрительные очки плохо воспринимались во всех социальных слоях и ассоциировались с демонстрацией физических недостатков. Только испанцы носили очки с гордостью. "Мы были убеждены, что ничто не может украсить человека больше, чем пара очков", - писал ученый Иероним Сиртурус в 1618 году.

С XVI века появились другие формы очков, поскольку предыдущие модели все еще не обеспечивали удовлетворительной фиксации. Так сначала появились очки с капюшоном и налобной лентой, затем очки на пружинах и монокли.

В XVII веке появились не только другие формы очков, такие как ножницы, но и лорнеты.

В то время итальянские и английские окулисты также производили высококачественные средства для коррекции зрения. Англичане тоже воспользовались открытиями в области оптики, сделанными учеными Исааком Ньютоном (1643-1727 гг. н. э.) и Робертом Гуком (1635-1703 гг. н. э.).

Короткие жесткие скобки, так называемые очки на висках, были изобретены около 1727-1730 годов английским оптиком Эдвардом Скарлеттом. Они оканчиваются металлическими кольцами (иногда обтянутыми бархатом), которые прижимаются к вискам и совместимы с париками XVIII века.

В 1752 году Джеймс Айскоу усовершенствовал очки с ушками, добавив к ним шарнирные скобки, проходящие за ушами для лучшей фиксации. Введенные во Франции в XVIII веке, они постепенно заменяют очки среди элиты, а Пьер-Гиацинт Казо в Морезе (1796) внедряет инновацию в виде скрученных металлических скобок, охватывающих ухо.

Фернандо Ниньо де Гевара, испанский архиепископ Севильи, в очках на шнурке. (Photo: Domaine public)

В ремесле появляются новые устройства, такие как пластинчатая мельница, используемая в качестве механического ремесленного или полупромышленного инструмента для вырезания или фрезерования носовых пластин (или носовых упоров) оправ для очков, особенно во французских производственных центрах, таких как Морез в XIX веке.

Это оборудование, часто работавшее на гидравлической или ручной энергии, позволяло точно вырезать пластины из рога, кости, металла или черепахи, приспособленные к очкам и первым оправам со скобками. Оно явилось частью перехода от ремесла к индустриализации в регионе Юра в 1820-1840 годах и впервые позволило наладить массовое производство.

Триумфальный поход очков

В то время как аристократия в XVII и XVIII веках в основном отказывалась от очков, люд уже издавна их принял.

Фернандо Ниньо де Гевара, испанский архиепископ Севильи, в очках на шнурке. (Photo: Domaine public)

Во Франции даже во время Французской революции (1789-1799 гг. н. э.) население подняло это средство для улучшения зрения до уровня модного аксессуара. Особенно большим энтузиазмом пользовались очки-ножницы, которые носили даже люди без недостатков зрения.

Лорнеты появились во Франции в XVIII веке, их изобрел около 1780 английский оптик Джордж Адамс, но они быстро стали модным аксессуаром парижской аристократии и буржуазии.

В век Просвещения они стали предметом роскоши и социального различия, часто изготавливались из перламутра, черепахового панциря или украшались драгоценностями, использовались в опере, на маскарадах или в салонах для незаметного наблюдения. Женщины предпочитали очки из-за их элегантности, держа их за ручку, а не нося на носу.

В XIX веке лорнеты эволюционировали в оперные бинокли (театральные бинокли) и иногда включали в себя веера или табакерки. Их ремесленное производство развивалось в Париже, главном центре оптиков-ювелиров.

Окончательный конец традиционного производства очков наступил с началом индустриализации в 1840 году. Индустриализация очков во Франции началась в конце XVIII века в Верхнем Юре, в Морезе, где Пьер-Гиацинт Казо в 1796 г. изобрел первую оправу из проволоки, используя местные металлургические ресурсы и гидравлическую энергию.

В 1820 году Пьер-Гиацинт Лами открыл первый завод в Морезе, что ознаменовало переход от ремесла к серийному производству «очков из проволоки». В 1900 году регион производил 12 миллионов единиц продукции в год, экспортировавшихся в Европу.

Семейные мельницы, такие как Moulin Buffard-Moret или Moulin Lamy (около 1850 г.), постепенно внедряют станки и цилиндры для производства проволоки. Они способствуют развитию очки в регионе Юра, экспортируя миллионы пар по всему миру вплоть до XX века, до появления паровой механизации.

С 1920-х годов Ойоннакс (Эн), эксперт по рогу и целлюлозному ацетату, становится мировым лидером по производству пластиковых оправ в 1950-1970-х годах, с такими брендами, как Morel. Параллельно Essilor (бывшая Société des Lunetiers, 1849) промышленно производит корректирующие линзы.

Последней новой формой очков, появившейся в XIX веке, были очки-зажимы, также известные как лорньон или бинокль. Они были особенно популярны среди высшего класса и числились признаком интеллекта. С XX века не была создана ни одна новая форма очков для оптимизации их крепления, а исключительно для модных целей.

Развитие стекла для очков еще не было завершено. Специальные линзы для людей, перенесших операцию по поводу катаракты (так называемые афакические линзы), появились во Франции в XVIII веке, после первых операций по удалению хрусталика, проведенных Жаком Давьелем около 1753 года. Лишь в 1949 году, с изобретением внутриглазного имплантата Гарольдом Ридли (Великобритания), афакические линзы стали устаревшими во Франции.

Одним из новейших стилей очков являются очки-зажимы, также известные как очки с близкой оправой или очки для близкого зрения. (Photo: Domaine public)

Первое химическое антибликовое покрытие для очковых линз было запатентовано в 1935 году Александром Смакулой в компании Carl Zeiss в Йене (Германия) с использованием тонкого слоя оксида для уменьшения бликов до 98% пропускания. Во Франции этот тип химической обработки получил распространение в 1950-1960 годах, а с 1959 года компания Zeiss начала применять его в производстве линз для очков.

Не менее позднее были изобретены контактные линзы в 1888 году швейцарским офтальмологом. Однако прорыв произошел только в 1948 году, благодаря улучшению их устойчивости. Почти одновременно в США и России были проведены первые операции на глазах, которые стали особенно популярны с 1978 года.

Но контактные линзы и операции на глазах не означают конец очков. Как модный аксессуар, а также как защита от солнца и пыли, они будут и дальше оставаться популярными.

Катарина Моргенштерн