В средние века замки доминировали в сельском ландшафте. Если планировалось строить замок, рядом с ним возникали деревни, заселенные ремесленниками и семьями. Для строительства были необходимы лес, карьер и земля со слоями глины.
Замок Геделон был детищем Мишеля Гийо, человека, которого считали безумным, когда впервые возникла идея: замок 13-го века, который должен был быть построен во Франции 21-го века. Если это возможно, зачем кому-то это делать? Только благодаря исключительной сосредоточенности и желанию господина Гийо представить средневековую жизнь публике Геделон ожил.
Строительство Геделона должно было длиться 25 лет. Ремесленники, одетые в одежду той эпохи, были отданы почти 30-летнему процессу и методическому, медленному, но решительному темпу строительства каменных блоков. Куры и гуси свободно клевали землю, а овцы терпеливо ждали, пока им постригут зимнюю шубу для пряжи. Звук камня, обрабатывавшийся молотком и зубилом, или кованого железа с искрами, обладал ритмом, который сливался с органическим окружением. Прошлое присутствовало на каждом шагу Геделона.
Геделон должен стать примером экспериментальной археологии больших масштабов для лучшего понимания работы мастеров-строителей 13-го века. 13-й век был избран для Геделона, поскольку он считался «золотым веком» средневековья. Климат был благоприятным для урожая, хорошая погода для строительства, процветания, и это было мирное время с меньшим количеством враждующих сторон. Это было время больших инноваций, многие из которых используются и по сей день.
Это была большая мечта, но больших мечтаний было много в Берри, родном городе господина Гийо, в долине Луары во Франции; Берри также являлся родиной Жанны д'Арк.
В парижской Школе изящных искусств Гийо изучал эклектическую смесь курсов: живопись, историю искусств и геометрию, а затем заинтересовался лошадьми и конным спортом. Он использовал средства, заработанные на преподавании верховой езды, и благодаря своему безудержному энтузиазму смог убедить банк предоставить ему кредит на приобретение своего первого замка, Ла-Рош. Ла-Рош стал первым из многих замков г-на Гийо, но единственным в его родном регионе Берри.
В 1979 году смотрители полуразрушенного замка XV века Шато Сен-Фаржо считали его идеальным кандидатом для восстановления их заброшенного объекта в регионе Пюизе во Франции. Сен-Фаржо расположен на севере Бургундии, всего в двух часах езды к югу от Парижа, на полпути между Городом Света и Дижоном.
Замок в Сен-Фаржо был бы идеальным местом для проведения средневекового театрализованного представления, задуманного господином Гийо. Каждый год в июле и августе 600 актеров и 60 лошадей воспроизводят историческое зрелище, охватывающее 1000 лет и привлекающее внимание к средневековой эпохе.
После успешной реконструкции замка и завершения строительства Сен-Фаржо, его следующим вызовом должен стать более крупный проект. Сен-Фаржо убедил его в том, что средневековье вызывает у общественности романтические чувства и что экспериментальная средневековая строительная площадка, аутентичная в каждой детали, понравится широкой аудитории.
«Я сказал себе, что единственное, о чем не сожалеешь в жизни, – это безумные поступки», – сказал господин Гийо в книге «Геделон: фанатики крепости» Филиппа Минара и Франсуа Фочера. Мечта должна была стать реальностью, но для этого потребовался еще один человек: Марилин Мартин.
Господин Гийо нуждался в ком-то, кто помог бы управлять проектом, приобрести землю, профинансировать строительство, а затем нанять бригаду для его строительства. Госпожа Мартин стала известной как «леди замка».
Госпожа Мартин недавно основала «Эмерауд», реабилитационную ассоциацию, специализирующуюся на уходе за берегами рек, проект, который помог многим местным безработным получить работу. Чтобы максимально использовать возможности предприятия, она вернулась на учебу на факультет лесоводства. Благодаря работе она познакомилась с господином Гийо и привлекла некоторых своих работников в проект «Геделон».
Не хватало земли для строительства. Географическая карта местности превратилась в карту сокровищ, приведшую их к крупнейшему месторождению песчаника в этом районе. Земля, которая находилась в частной собственности, не имела коммерческой ценности, но была золотой жилой, поскольку обеспечивала камни, древесину, воду и песок, необходимые для строительства.
Владельцы не были заинтересованы в продаже, хотя здание ни для чего не использовалось. К счастью, одним из преимуществ госпожи Мартин была настойчивость и строительство началось в 1997 году.
Жак Мулен, главный архитектор достопримечательностей Франции, разработал план замка, соответствующий правилам строительства 13 века, установленным католической церковью. Подлинность была ключевой для Геделона, начиная с ценных материалов, которые давала земля, таких как старые дубы, и железистый песчаник, добываемый из карьера.
Ремесленников обучали методам строительства замков, которые использовались восемь веков тому назад. Способность адаптироваться была единственным необходимым качеством, чтобы стать частью проекта. Люди с опытом работы от пекарей до электриков проходили обучение на рабочем месте, чтобы стать частью команды ремесленников 13-го века.
Одной из привлекательных черт для команды была гарантия занятости. Впереди у них было не менее 23 лет строительства, и они должны учиться новому ремеслу. Если бы они изначально проживали на территории, то их расходы на проживание были бы минимальными.
Бригада состояла из 50 каменотесов, плотников, каменоломников, плиточников, каменщиков, лесорубов, гончаров, ткачей, рабочих и кузнеца, все они использовали древние техники, которые были основными для строительства замков в середине веков.
Работа начиналась с инструментов, которые делал кузнец, древесину резали и фрезеровали вручную, а щебень из карьера (камни, поломанные на подходящие для работы размеры) тщательно перемещали на месте вручную. Каменщики устанавливали камни простейшими инструментами, используя маятниковые уровни и склоны.
Материалы связывали конопляными веревками и перевозили в самодельных конных повозках. Чтобы построить стационарный мост, который использовался для пересечения территории имения, в лесу Геделон срубили 57 дубов, обтесали их и распилили лесорубы, обрезали по размеру и собрали плотники из 670 гвоздей, которые кузнец выковал по одному.
Главный каменщик Патрис Стефан объяснил посетителям, как раствор используется в 2006 году: Этот раствор отличается от того, что используется в современном строительстве. Он медленно сохнет, что обеспечивает гибкость стен, что очень хорошо, если враждующие стороны бьют по ним. Полное высыхание занимает годы». Можно также назвать это средневековой сейсмостойкостью.
Для изготовления раствора потребовался известняк, один из немногих материалов, которых не было на территории Геделона. Камень поставляли из соседнего карьера. Затем его выжигали в печи для получения извести, необходимой для раствора и известкования стен. Сегодня изучается метод использования известняка для современного строительства, а не цемента.
Хотя для проекта требовались строительные инструменты и методы XIII века, из соображений безопасности было разрешено использовать современные дополнения. Строительное законодательство Франции требует защитных очков и сапог со стальным носком даже для постройки замка в средневековом стиле, а к лебедке с колесом были прикреплены усиленные канаты для подъема камней весом в одну тонну.
Волонтеры-участники заплатили небольшую плату, чтобы научиться ремеслам и приехать в Геделон. Молодая женщина из Швеции, работавшая над обрезкой камня, сказала: «Я чувствую честь быть причастной к такому делу, которое продемонстрирует общественности, особенно детям, представление о жизни 13 века».
Геделон являлся грандиозным научным экспериментом, обеспечившим новый способ лучшего использования ресурсов Земли; это было частью того, к чему стремился господин Гийо, а также обеспечило образовательную ценность для будущих посетителей.
Геделон был завершен на треть, когда в 2007 году праздновал свое 10-летие. Ожидается, что замок будет завершен к 2033 году, после чего начнется строительство часовни и села, что позволит следующему поколению увидеть, как Средневековье оживает.
Автор впервые посетил Геделон в 2006 году и вернулся в мае 2023 года, чтобы увидеть 17-летний прогресс. Во второй части будет представлен замок Геделона в 2023 году.
Дебра Амундсон пишет обо всем: от еды до моды, — от открытий, сделанных во время путешествий. После обучения в FIT (Fashion Institute of Technology) и Академии искусств она поступила в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA) для получения сертификата журналиста. Ее специализация — историческая архитектура, от замков до викторианских домов.