Всемирная организация здравоохранения обратилась к властям Талибана с просьбой снять ограничения на работу афганских женщин-гуманитарных работников. ВОЗ просит позволить им путешествовать без мужчин-опекунов и помогать женщинам, которые испытывают трудности с доступом к медицинской помощи после землетрясения, унесшего жизни 2200 человек в восточной части Афганистана.
«Очень серьезной проблемой в настоящее время является растущая нехватка женского персонала в этих местах», — заявила Reuters заместитель представителя офиса ВОЗ в Афганистане доктор Мукта Шарма.
По ее оценкам, около 90% медицинского персонала в этом районе составляют мужчины, а остальные 10% — это чаще всего акушерки и медсестры, а не врачи, которые могли бы лечить тяжелые ранения. Это затрудняет оказание медицинской помощи, поскольку женщины чувствуют себя некомфортно или боятся общаться с мужчинами-медиками и путешествовать в одиночку, чтобы получить медицинскую помощь.
Землетрясение магнитудой 6, произошедшее в сентябре, и его афтершоки привели к травмированию более 3600 человек и оставили тысячи без крова в стране, которая и без того сталкивается с серьезным сокращением помощи и целым рядом гуманитарных кризисов с момента прихода к власти Талибана в 2021 году после ухода иностранных войск.
Талибан заявляет, что уважает права женщин в соответствии со своим толкованием исламского права, и ранее заявлял, что обеспечит женщинам возможность получать помощь.
В 2022 году его администрация приказала сотрудницам афганских НПО прекратить работу вне дома. Представители гуманитарных организаций говорят, что были исключения, особенно в секторах здравоохранения и образования, но многие отмечают, что они были ночными и недостаточными, чтобы позволить резкое увеличение числа сотрудниц, особенно в чрезвычайной ситуации, требующей поездок.
По словам Шармы, это означало, что гуманитарные организации и женщины-сотрудницы столкнулись с неопределенностью и в некоторых случаях не смогли пойти на риск.
«Ограничения огромны, проблема махрама (требования о наличии мужского опекуна) остается, и де-факто власти не предоставили никаких официальных исключений», — сказала она, добавив, что ее команда подняла этот вопрос перед властями на прошлой неделе.
«Поэтому мы почувствовали, что должны обратиться (к властям) с просьбой: сейчас действительно нужно больше женщин-медиков, дайте нам привлечь их, дайте нам поискать их в других местах, где они есть».
Шарма сказала, что она чрезвычайно обеспокоена тем, что в будущем женщины не смогут получить доступ к психиатрической помощи для лечения травм, а также тем, что члены их семей, мужчины, были убиты, в результате чего они вынуждены справляться с ограничениями, налагаемыми на женщин, не имеющих мужского опекуна.
Пир Гул из района Сомай в провинции Кунар, который сильно пострадал от землетрясений, сказал, что многие женщины из его деревни пережили травму и повышенное кровяное давление после землетрясения и с трудом получают медицинскую помощь.
«Нет женщин-врачей для осмотра; есть только один мужчина-врач», — сказал он.
Шарма отметила, что Талибан запретил девушкам учиться в средней школе и университете, и это означает, что поток женщин-врачей не пополняется.
По оценкам ООН, около 11 600 беременных женщин также пострадали от землетрясений в стране с одним из самых высоких показателей материнской смертности в Азии.
Сокращение финансирования, в том числе со стороны администрации США в этом году, уже привело к кризису в системе здравоохранения. По словам Шармы, в этом году в пострадавших районах уже закрылось около 80 медицинских учреждений из-за сокращения помощи со стороны США, а еще 16 медицинских пунктов пришлось закрыть из-за повреждений, нанесенных землетрясением.