Европейские автомагистрали, железные дороги и мосты плохо приспособлены для переброски танков, войск и другого военного имущества в случае наземной войны с Россией, заявил глава транспортного ведомства Европейского союза в интервью, опубликованном во вторник.
Европейский комиссар по транспорту и туризму Апостолос Цицикостас заявил газете Financial Times, что необходимо срочно модернизировать инфраструктуру континента, чтобы обеспечить переброску вооруженных сил на восток. По его словам, в нынешних условиях солдаты и техника могут застрять в туннелях или привести к обрушению мостов во время масштабной мобилизации.
«У нас есть старые мосты, которые необходимо модернизировать», — сказал Цицикостас. «У нас есть узкие мосты, которые необходимо расширить. И у нас есть несуществующие мосты, которые нужно построить».
Он добавил, что такие сложности с логистикой сделают оборону континента практически невозможной.
«Сегодняшняя реальность такова, что если мы хотим перебросить военную технику и войска из западной части Европы в восточную, то на это уходят недели, а в некоторых случаях и месяцы», — сказал Цицикостас.
1 июля Генеральный директорат ЕС по мобильности и транспорту в своем заявлении сообщил, что страны-члены ЕС и военный персонал определили четыре установленных коридора мобильности с критическими потребностями в инвестициях в инфраструктуру.
Эти коридоры включают в себя более 500 приоритетных инфраструктурных проектов «от укрепления мостов и расширения туннелей до строительства железнодорожных подъездных путей, которые должны быть решены в первоочередном порядке», заявили в транспортном департаменте ЕС.
«Инвестиции будут направлены на проекты с наиболее ощутимым эффектом двойного назначения, гарантируя, что улучшение инфраструктуры послужит как гражданским, так и военным нуждам», — заявили в департаменте.
Европейская комиссия также надеется увеличить объем средств, выделяемых на так называемую «военную мобильность» в рамках программы Connecting Europe Facility, в 10 раз — с 1,7 млрд евро (1,97 млрд долларов) до 17 млрд евро (19,7 млрд долларов).
Комиссия объявила об этом 16 июля в рамках предложенного ею нового бюджета на 2028-2034 годы.
«Это поддержит инвестиции в инфраструктуру двойного назначения наряду с гражданскими инвестициями и внесет значительный вклад в развитие кибербезопасности, инфраструктуры и обороны в целом», — говорится в заявлении комиссии от 16 июля. «Для укрепления энергетической безопасности Connecting Europe Facility предоставит финансирование трансграничным энергетическим и транспортным проектам».
Общий бюджет составляет почти 2 триллиона евро (2,3 триллиона долларов) и требует поддержки всех 27 государств-членов на Европейском совете, после получения согласия Европарламента, согласно правилам ЕС.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что новый бюджет «поможет защитить европейских граждан, укрепить социальную модель Европы и сделать нашу европейскую промышленность процветающей».
В заявлении от 16 июля шведское правительство заявило, что никогда не согласится с тем, чтобы общие средства ЕС направлялись в страны, которые не уважают основные демократические принципы и европейские ценности.
«Мы не станем решать проблемы ЕС с помощью большего бюджета и увеличения взносов в ЕС, а будем использовать имеющиеся ресурсы более рационально и направлять деньги туда, где они действительно нужны», — заявило шведское правительство.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан также выступил против бюджета на прошлой неделе, заявив, что цель — забрать деньги у европейцев и отдать их Украине.
Он сказал, что план «слаб даже как основа для переговоров», добавив, что Венгрия рекомендует отозвать проект и подготовить новый, который будет отвечать «интересам европейского народа и европейских фермеров, а не интересам Зеленского и Украины».
Министр финансов Нидерландов Элько Хейнен заявил, что предложенный бюджет слишком высок.
«Мы не должны постоянно фокусироваться только на том, как ЕС может потратить больше средств, а должны думать о том, как лучше использовать существующие средства», — сказал Хейнен.
Министр Европы Франции Бенжамен Хадад заявил, что «приветствует амбициозность».