Неопределенность в отношении политики администрации Трампа в области безопасности в Азии и Европе, затянувшаяся война в Украине, а также новая напряженность в отношениях между Индией и Пакистаном, вероятно, будут доминировать на ведущей азиатской встрече по обороне в Сингапуре в конце этой недели. Однако проблема войны вряд ли будет решена коренным образом, считают аналитики, пишет Reuters.
Диалог Шангри-Ла проходит с 31 мая по 1 июня, в нем принимают участие министры обороны, высокопоставленные военные и представители органов безопасности, дипломаты, аналитики и производители оружия со всего мира.
Аналитики и региональные дипломаты отмечают, что, несмотря на выступление президента Франции Эммануэля Макрона в пятницу вечером, все внимание будет приковано к министру обороны США Питу Хегсету в субботу, когда глава Пентагона изложит свое видение оборонной политики администрации Трампа в регионе.
Азиатские союзники будут пристально следить за Хегсетом не только из-за его подхода к ним, но и за тем, как администрация Трампа рассматривает и формулирует угрозу, исходящую от военной модернизации Китая и продолжающейся напряженности в спорных водах по всей Восточной Азии.
Аналитики ожидают, что на встрече также будут обсуждаться вопросы конкуренции между США и Китаем, морские конфликты, такие как в Южно-Китайском море, и оборонное партнерство.
«Делегаты с нетерпением будут ждать, когда министр обороны Хегсет подтвердит приверженность Америки региональной безопасности», — сказал Ян Стори, эксперт по региональной безопасности из сингапурского Института ISEAS-Yusof Ishak.
«Но в отличие от Европы, здесь нет чувства предчувствия, что США будут сокращать свои силы в Индо-Тихоокеанском регионе».
Министерство обороны Китая пока не сообщило, примет ли участие в диалоге министр обороны Дун Цзюнь и какие еще официальные лица могут быть направлены.
В этом году в рамках «Диалога Шангри-Ла», который ежегодно организует Международный институт стратегических исследований со штаб-квартирой в Лондоне, состоится специальная сессия премьер-министра Малайзии Анвара Ибрагима, который стремится сбалансировать экономические интересы страны и ее отношения с Китаем и США.
Аналитики и дипломаты отмечают, что диалог, являясь свободным мероприятием, часто включает в себя дебаты, которые редко можно увидеть на публике в других местах, а также предоставляет возможность для более сдержанных двусторонних и многосторонних переговоров.
Но эта неформальность означает, что вряд ли на нем удастся добиться каких-то прорывов, например, положить конец вторжению России в Украину или разрешить споры между Индией и Пакистаном.
По словам дипломатов, Индию и Пакистан на встрече, скорее всего, будут представлять высокопоставленные военные, а не министры правительства, что говорит о том, что никаких прорывов не ожидается.
Коллин Кох, ученый по вопросам безопасности из Сингапурской школы международных исследований имени С. Раджаратнама, отметил, что достичь консенсуса по таким сложным вопросам, как Южно-Китайское море, в которое вовлечены несколько стран Юго-Восточной Азии и Китай, может быть сложнее, поскольку разные страны ставят во главу угла свои собственные интересы.
По его словам, недавнее введение тарифов на американский импорт может подтолкнуть эти страны к двусторонним, а не многосторонним переговорам, что приведет к более разобщенному подходу и сыграет на руку Китаю.
Джа Ян Чонг, политолог из Национального университета Сингапура, говорит, что также будет важно наблюдать за тем, как США реагируют на действия Китая на море, которые, похоже, «перешли границы» в последние месяцы.
К ним относятся строительство сооружений в Желтом море, известном в Южной Корее как Западное море, а также проведение учений с боевой стрельбой по первому требованию в Тасмановом море между Австралией и Новой Зеландией в феврале.
«Если вы получите слишком сильный ответ (со стороны США), это потенциально может привести к эскалации», — сказал Чонг, добавив, что непредсказуемость нынешней администрации США также затрудняет понимание того, будет ли она следовать любым своим заявлениям.
С другой стороны, Кох заявил, что США по-прежнему привержены учениям, которые проводились в Индо-Тихоокеанском регионе в течение последнего десятилетия.
«Я не вижу в Юго-Восточной Азии особого трепета по поводу обязательств США в сфере безопасности, даже с учетом текущих внутренних проблем», — сказал он.