ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Амстердам. Город каналов и мостов

Великая Эпоха

Амстердам. Автомобильная магистраль. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Амстердам. Автомобильная магистраль. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Амстердам… город тысячи каналов. А ведь это была просто рыбацкая деревушка, правда, с тех прошло 900 лет.

Славу Амстердаму принес Золотой XVII век, когда торговля, ремесла, искусство, особенно живопись, процветали пышным цветом. Именно тогда были сооружены основные полукруглые концентрические каналы, которые придали городу неповторимый лик – «Singel», «Prinsengracht», «Herengracht», «Keizersgracht».

По каналам развозили снедь и товары из морского порта ко всем районам города. А разгружали корабли с помощью канатов, закрепленных под самой крышей на кронштейнах домов. И сами дома, стены их фасадов были сложены, как бы наклонившись вперед, чтобы груз провисал, а не полз по стене. Поэтому когда смотришь вдоль улицы на дома, они стоят неуклюже – врастопырку, как моряки, сошедшие на берег после долгого плавания.

Амстердам, на пристани. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Амстердам, на пристани. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Амстердам расположен в устье реки Амстель, которая впадает в залив Ай Северного моря.

Низинные места здесь были топкими, болотистыми, для жилья совсем непригодными. Но трудолюбие и усердие жителей сделали эти края не только благодатными, но и радушными.

Не окно в Европу, а Европу – в окно

Гуляя по узким улочкам Амстердама, вдоль его каналов, я на минутку задержалась на пешеходном мостике, чтобы посмотреть вниз на темную воду. Вспомнилась Лебяжья канавка у Летнего сада в Питере.

Только вода там прозрачнее и больше голубизны: северная прохлада сказывается. Ах, вот откуда возник Санкт-Петербург, город, выдающийся среди остальных российских городов, город-красавец! Петр I возвращался из Голландии в Россию, вдохновленный идеей создать подобный город на землях своей империи. Так что, родной отец Санкт-Петербурга – Амстердам. Как говориться, плоть от плоти.

Амстердам с борта катера. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Амстердам с борта катера. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Правда, матерью в этом случае придется назвать Петра Великого. Смешно получается – эдакая однополая семья.

Впрочем, для Амстердама здесь нет ничего удивительного: в брак здесь нередко вступают два мужчины, детей усыновляют. Но об этом в другой раз.

Теперь стало ясно, почему царь Петр не побоялся болотистых низин у Финского залива, закладывая Питер на Неве, словно Амстердам на Амстеле. Отсюда эти легко узнаваемые каналы Санкт-Петербурга, эти низкие мосты, изогнутые, как спина встревоженной кошки. Из Амстердама.
Ни один город России – Москва ли, Суздаль, Нижний Новгород иль Тверь не имеет такого блистательного вида, как славный Санкт-Петербург. Архитектура северной столицы, да и сами люди здесь другие, потому, что другими были традиции, заложенные Петром. И по сей день здесь все еще не зачах дух Европы. Однако, вовсе не «окно прорубил» царь Петр, как любят поминать нынче, ибо двери Новгорода и Пскова уже были распахнуты вовсю, и торговля велась лихо.

Амстердам - город каналов и мостов. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Амстердам - город каналов и мостов. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
В те века Петр Великий решил перенести часть Европы в Россию, словно на дикую лесную яблоню персик привить. Образно говоря, через «окно» перетащить в город на Неве цивилизацию из довольно развитой тогда Голландии. Не терпелось государю-императору влить «свежую кровь» в экономику дабы державу укрепить. Потому и бороды брил, потому и кофе заставлял купцов пить, языки иноземные осваивать, да принуждал боярских сынов ехать в Европу изучать науки, ремесла и торговлю. И получилось-таки, спустя 300 лет традиция отправлять отпрысков в Кембридж да Оксфорд все же принялась.

Однако, если сравнивать Санкт-Петербург с Амстердамом, как по мне, то город Петра прекраснее, быть может потому, что царь созвал самых лучших итальянских архитекторов дабы достойный вид имела северная столица. Но вернемся в Голландию.

Скромное обаяние Амстердама

Причал у вокзала со стороны города. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Причал у вокзала со стороны города. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times

Есть в этом городе особая притягательная сила. Он не обладает безупречной красотой, скорее, это будничный город, город-труженик. Но обаяние его неотразимо. Силен внутренний дух, богата его история.

Почему же Амстердам имеет столь скромный облик? В XVII веке, когда происходила основная застройка города, в этот успешный для Голландии век расцвета голландские бюргеры предпочитали роскоши скромность. К тому времени королевство Нидерланды как раз разделилось на 2 страны – Бельгию, которая исповедовала католицизм, и Голландию, где господствовала протестантская религия. Жители северных провинций Нидерландов, то есть образовавшейся Голландии, были люди глубоко верующие. А протестантам были чужды показная роскошь. Они находили утешение в скромности, послушании, трудолюбии и бережливости. Роскошный стиль рококо, который господствовал в католической Европе, голландские бюргеры не приняли. Даже городскую ратушу Амстердама, возведенную сразу после разделения государства, они выстроили с подчеркнуто скромным декором.

Амстердам. Мост. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Амстердам. Мост. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times

В историческом центре города фасады жилых домов, расположенных вдоль каналов, имеют, как правило, лишь по два окна. В старину с ширины фасада взимали большой налог, и владельцы приспособились строить узкие длинные дома, в которых и сами комнаты, и лестничные клетки были чрезвычайно тесными.

Самый узкий дом в Амстердаме всего 2 метра в ширину и 6 метров в глубину. Здесь нелишне вспомнить, что земля в Амстердаме отвоевана у моря, да и вообще, 40% всей площади Голландии находится ниже уровня океана, потому земля ценится дорого, и относятся к ней бережно.

Голландия гордится и бережет свое прошлое. Новые постройки старого Амстердама талантливые архитекторы гармонично вписывают в облик города, сохраняя неповторимый шарм времен Рембрандта и Вермера.

Где корабли выше самолетов

Амстердам. Жизнь на воде. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Амстердам. Жизнь на воде. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times

Удивительный город Амстердам - сюрпризы сюрпризами погоняют. Самолеты прибывают в аэропорт Схипхол, который выстроен на дне высохшего озера Харлемермеер. Оказывается это ниже уровня моря на 4,5 метра, то есть, корабли в амстердамском порту выше самолетов.

Центральный вокзал в Амстердаме одной стороной обращен к суше, к городу: здесь останавливаются трамваи, а другой - на море: здесь швартуются корабли.

Буль-буль и статистика

В городе 1200 мостов, а протяженность всех каналов достигает 100 километров. Но муниципалитет рьяно бдит за чистотой каналов, регулярно проводятся работы по очистке. Среди хлама, поднятого со дна каналов большое количество велосипедов, фотоаппаратуры и автомобилей. В Амстердаме есть традиция – похороны велосипеда, когда двухколесное транспортное средство торжественно сбрасывают в воду. Стоит упомянуть, что количество велосипедов в столице

Амстердам, дома врастопырку. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Амстердам, дома врастопырку. Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Голландии превышает количество ее жителей, включая младенцев, в четыре раза. Если короче: родился человек, он сразу стал обладателем четырех велосипедов.

Редко возле каких каналов есть ограждения, поэтому автомобили и велосипеды, которые ставят на стоянку у каналов, иногда оказываются под водой. По средней статистике, каждую неделю в канал ныряет по меньшей мере один автомобиль. А когда проходят футбольные международные матчи, горе тем владельцам, кто припарковал свою машину у кромки канала возле пивного бара. После матча из бара вылетает возбужденная публика, словно пробка из бутылки шампанского. И эта неуправляемая энергия сметает все на своем пути. Порой на этом пути попадаются автомобили. Буль-буль-буль… и нет машины.

Конечно, тут средняя статистика не выдерживает, и кривая ушедших под воду авто взмывает ввысь.

Жизнь на воде – песня!

Жить в катере, пришвартованном к берегу канала, когда вокруг плещутся утки, проплывают белые лебеди и очумевшие от удивления туристы, это ли не удовольствие?! Можно закинуть удочку прямо через окно, не выходя из каюты. Глядишь, и рыба клюнет к ужину. Днем можно выйти на палубу и раскинувшись на шезлонге, почитать свежую газету или просмотреть последние новости в Интернет.

После войны, когда была проблема с жильем, катера и дебаркадеры, стоящие на каналах заселили. С тех пор много людей живут на воде, одни легально, они узаконили свое жилье, другие - нет. В некоторых катерах проведено отопление, электричество, даже газ, другие обходятся без этого. Для многих состоятельных людей дебаркадер служит местом уединения и отдыха. В Амстердаме числится около двух тысяч почтовых адресов на воде.

И еще, еще, еще…

Мы же еще не сказали о голландском сыре, об известных на весть мир голландских тюльпанах и «Великих голландцах», художниках, которые прославили свою страну в Золотом веке. Мы не упомянули даже о всенародном празднике - Дне рождения королевы, когда в Амстердам съезжается чуть ли не вся молодежь Европы, и весь город превращается в огромную оранжевую дискотеку. Почему оранжевую? Это государственный цвет и любимый цвет королевы. Мы даже не заикнулись о принципах воспитания детей, очень-таки любопытных, не упомянули о музеях Амстердама, каких нет ни в одном городе мира. И самое главное, мы не сказали о замечательных людях – голландцах, радушных, спокойных и скромных.

Амстердам многолик. Он – как коробка шоколадных конфет, где каждая имеет свою начинку. Тут есть, что пробовать. На любой вкус.