ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Швеция начнет делать запасы пищи для подготовки к экстремальным обстоятельствам и войне

Великая Эпоха
Человек покупает еду в Стокгольме, Швеция, 14 марта 2023 года. (JONATHAN NACKSTRAND/AFP via Getty Images)

Шведское агентство по сельскому хозяйству создаст резервные запасы зерна и сельскохозяйственных ресурсов, чтобы гарантировать гражданам «доступ к безопасному и достаточному количеству продуктов питания в случае серьезного кризиса и, в крайнем случае, войны», говорится в сообщении от 14 октября.

«Правительство выделило средства Шведскому агентству по вопросам сельского хозяйства для создания резервных запасов зерна, предназначенного для потребления в пищу, по всей стране на период 2026–2028 годов, а также критически важных ресурсов, необходимых для поддержки внутреннего производства продовольствия в Швеции», — уточняет агентство.

Первые закупки будут направлены на север страны, в том числе на четыре графства Норрботтен, Вестерботтен, Емтланд и Вестерноррланд, которые зависят от поставок с юга для обеспечения продовольствием.

«В то же время, эта зона имеет стратегическое значение для обороны Швеции и НАТО. Поэтому Шведское агентство сельского хозяйства станет создавать там аварийные запасы зерна», — отмечает совет.

Тендер на создание этих резервов опубликован 15 октября.

Целью закупок является обеспечение государством 3000 калорий на человека в день — порог, установленный Шведским национальным агентством по питанию как необходимый в период повышенной готовности.

Запасы на случай чрезвычайных ситуаций будут распределены по всей территории, чтобы в случае войны или других кризисов, когда ключевые инфраструктурные объекты в некоторых районах окажутся в состоянии нетрудоспособности, продукты питания можно получить из любого региона, сообщает агентство.

Эта стратегия Швеции является следствием растущего беспокойства по поводу провокаций России в регионе в широком смысле.

В своей речи 8 октября глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляен заявила, что Россия стремится «посеять раздор» на континенте.

Глава европейской исполнительной власти вспомнила о «тревожной схеме растущих угроз» безопасности континента вне рамок конвенционной войны, приводя примеры вторжений дронов в Европу, саботаж подводных кабелей и кибератак.

«Пора назвать вещи своими именами: это гибридная война, и мы должны относиться к ней очень серьезно», – заявила она.

«Борьба с гибридной войной России — это не только вопрос традиционной обороны: это программное обеспечение для беспилотников, запасные части для трубопроводов, команды быстрого реагирования на киберугрозы».

Госпожа фон дер Ляен предложила создать «стену из беспилотников» для обнаружения, отслеживания и перехвата беспилотных летательных аппаратов, проникающих в европейское воздушное пространство.

В конце сентября министр иностранных дел России Сергей Лавров отверг эти опасения, заявив, что Москва не планирует нападать на европейские страны или члены НАТО.

«Однако любая агрессия против моей страны получит решительный ответ. Члены НАТО и ЕС не должны сомневаться в этом ни при каких обстоятельствах», – заявил Лавров.

15 октября министр обороны США Пит Хегсет предупредил Москву, что США и их союзники по НАТО «наложат на Россию санкции за её длительную агрессию», если Кремль не прекратит свою наступательную операцию в Украине.

В записке, опубликованной 13 октября, Институт изучения войны предупредил, что Россия может начать мобилизовать свои активные военные резервы на постоянной основе, чтобы поддержать продолжение наступательных операций в Украине.

Однако на данном этапе Россия, вероятно, не будет проводить масштабную принудительную мобилизацию резервистов для значительного увеличения численности своих вооруженных сил, отмечает аналитический центр.

В своем сообщении от 14 октября Шведское агентство по вопросам сельского хозяйства также упомянуло о потенциальных экономических последствиях своего решения о создании продовольственных резервов.

«Наличие запасов заставляет участников рынка учитывать цены, по которым осуществляются закупки. Даже в случае разового изъятия запасов из резерва может возникнуть негативный эффект, если эти операции не производятся в соответствии с рыночными механизмами», – подчеркивает агентство.

Что касается конкретного влияния на рынок, агентство не прогнозирует значительных последствий в северной Швеции.

Наша модель резервного хранения базируется на минимальном влиянии на рынок, в том числе на региональном уровне. Рынок зерна на севере Швеции невелик, и мы будем пристально следить за состоянием конкуренции», – добавляет агентство.