ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Новые правила по «иностранным агентам» стали проблемой для российских книготорговцев

Великая Эпоха
Книги, которые были включены в реестр изданий «иностранных агентов», с наклейками выставлены на продажу в книжном магазине «Во весь голос» в Санкт-Петербурге (Youtube/скриншот)

В книжных магазинах Санкт-Петербурга работники тщательно вырезают этикетки с надписью: «Этот материал создан иностранным агентом», наклеивают их на обложки книг и упаковывают тома в прозрачную пластиковую пленку.

По вступившему в силу 1 сентября закону лицам, признанным Россией иностранными агентами, запрещено заниматься образовательной деятельностью или производить «информационные продукты для несовершеннолетних» — это широкая формулировка, которая потенциально может применяться к книгам, хотя книги «агентов» не запрещены полностью.

Многие известные писатели, в частности романист Дмитрий Глуховский, были включены в российский список иностранных агентов, содержащий сотни лиц и организаций, которых власти обвиняют в подрывной деятельности при поддержке из-за границы.

Это решение было принято еще до начала полномасштабного вторжения и широко применялось к активистам, политикам, журналистам, НПО и другим лицам, попавшим в немилость власти.

Для Елены Нещерет, менеджера книжного магазина «Во весь голос» в Санкт-Петербурге, правовая ситуация полна «непредсказуемых ловушек».

«Оказывается, теперь мы должны следить не только за законами, касающимися печатных материалов. Мы должны следить, так сказать, за всеми законами в сфере культуры, а также за некоторыми законами, касающимися торговли. Ситуация стала удивительно сложной».

Нещерет рассказала, что магазин, в котором работает пять сотрудников, выделяет 3-4 смены в месяц на маркировку и упаковку книг «иностранных агентов», чтобы они были четко идентифицированы покупателями.

«У нас еще не было прецедентов, когда кого-то штрафовали за неправильную продажу книг иностранных агентов, но скажем, что все с напряжением ждут, когда что-нибудь случится. Конечно, никто не хочет быть первым», – сказала она.

Она считает, что книжный магазин придерживается закона.

Однако некоторые магазины решили перестраховаться и организовали распродажу таких книг до вступления в силу нового закона.

Российский книжный союз, отраслевая организация, заявляет, что книги иностранных агентов представляют высокий риск для книготорговцев и предупредил тех, что они могут подлежать внеплановым проверкам со стороны властей.

Глуховский, автор-«иностранный агент», которого в 2023 году заочно приговорили к восьми годам тюрьмы за «распространение ложной информации о российских вооруженных силах», сказал, что такой шаг является частью кампании власти с целью подавления инакомыслия.

«Цель этого состоит в том, чтобы изолировать от общественности, от СМИ всех людей, критикующих войну либо самого президента, либо политику правительства по любым вопросам, и превратить их в изгнанников», — говорит писатель, покинувший Россию до полномасштабного вторжения.

Россия утверждает, что ее закон об иностранных агентах является необходимой мерой по защите общества от враждебных внешних вмешательств в условиях наибольшего противостояния с Западом со времен Холодной войны.

Большинство опрошенных покупателей печатных изданий в Санкт-Петербурге заявили, что категорически против любого запрета книг.

"Я думаю, что запрет книг, как показывает наша история, никогда не приводил ни к чему хорошему", - сказала одна из покупателей. «И я думаю: если некоторые книги вызывают вопросы или опасения, то есть другие способы противодействовать их влиянию вместо полного запрета».

Другая женщина, Ирина, сказала, что цензура «вероятно нормальное явление», она существовала столетиями. Но, добавила она: «Я думаю, что книга всегда найдет своего читателя. Это невозможно остановить».