ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Украина отказалась от цели вступления в НАТО на фоне переговоров о мире

Великая Эпоха
Президент України Володимир Зеленський. (Chris J Ratcliffe / AFP via Getty Images)

Президент Владимир Зеленский предложил отказаться от стремления Украины вступить в военный альянс НАТО во время пятичасовых переговоров с посланниками США в Берлине в воскресенье, чтобы положить конец войне с Россией. Переговоры должны продолжиться в понедельник, пишет Reuters.

Посланник Трампа Стив Виткофф заявил, что «достигнут значительный прогресс», когда он и зять Трампа Джаред Кушнер встретились с Зеленским в рамках последних усилий по прекращению войны.

Советник Зеленского Дмитрий Литвин заявил, что президент прокомментирует переговоры в понедельник, после их завершения. По словам Литвина, официальные лица рассматривают проекты документов.

«Переговоры длились более пяти часов и завершились сегодня соглашением о возобновлении завтра утром», — сообщил Литвин журналистам в чате WhatsApp.

Перед переговорами Зеленский предложил отказаться от цели Украины вступить в НАТО в обмен на западные гарантии безопасности.

Этот шаг знаменует собой серьезный поворот для Украины, которая боролась за вступление в НАТО как залог защиты от российских атак и включила это стремление в свою конституцию.

«Представители провели углубленные дискуссии по 20-пунктному плану мира, экономической повестке дня и другим вопросам. Был достигнут значительный прогресс, и завтра утром они встретятся снова», — написал Виткофф в посте на X.

Переговоры прошли под руководством канцлера Германии Фридриха Мерца, который, по словам источника, выступил с кратким заявлением перед тем, как оставить стороны для переговоров. В понедельник в Германии также ожидается прибытие других европейских лидеров для проведения переговоров.

Компромисс

«С самого начала Украина стремилась вступить в НАТО, это реальные гарантии безопасности. Некоторые партнеры из США и Европы не поддержали это направление», — сказал Зеленский, отвечая на вопросы журналистов в чате WhatsApp.

«Таким образом, сегодня двусторонние гарантии безопасности между Украиной и США, гарантии для нас от США, аналогичные статье 5, и гарантии безопасности от европейских коллег, а также других стран — Канады, Японии — являются возможностью предотвратить очередное вторжение России», — сказал Зеленский.

«И это уже компромисс с нашей стороны», — сказал он, добавив, что гарантии безопасности должны быть юридически обязательными.

Российские источники сообщили в начале этого года, что Путин хочет получить «письменное» обязательство от крупных западных держав не расширять альянс НАТО под руководством США на восток — что означает официальное исключение членства Украины, Грузии, Молдовы и других бывших советских республик.

Зеленский обвинил Россию в затягивании войны посредством смертоносных бомбардировок городов и энерго- и водоснабжения Украины.

Он добавил, что прекращение огня вдоль нынешней линии фронта было бы справедливым вариантом.

Не идеальная ситуация

Министр обороны Германии Борис Писториус сказал, что отправка Трампом своих посланников является «хорошим знаком», отвечая на вопросы в интервью телеканалу ZDF о пригодности Виткоффа и Кушнера, двух бизнесменов, в качестве переговорщиков.

«Конечно, это далеко не идеальная ситуация для таких переговоров. Это ясно. Но, как говорится, танцевать можно только с теми, кто есть на танцполе», — сказал Писториус.

По поводу предложения Украины отказаться от своих стремлений вступить в НАТО в обмен на гарантии безопасности Писториус сказал, что Украина уже имела горький опыт полагаться на гарантии безопасности. В 1994 году Киев согласился отказаться от своего ядерного арсенала советских времен в обмен на территориальные гарантии со стороны США, России и Великобритании.

«Поэтому еще предстоит увидеть, в какой степени это заявление Зеленского действительно сбудется и какие предварительные условия должны быть выполнены», — сказал Писториус.

«Это касается территориальных вопросов, обязательств России и других стран», — сказал он, добавив, что одни только гарантии безопасности, особенно без значительного участия США, «не будут иметь большого значения».