ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Душная демократия в России

Великая Эпоха
31 января во многих городах страны прошли митинги в защиту Конституции России, ее 31-й статьи. Это серьезный сигнал для власти. Фото: DMITRY KOSTYUKOV/AFP/Getty Images
31 января во многих городах страны прошли митинги в защиту Конституции России, ее 31-й статьи. Это серьезный сигнал для власти. Фото: DMITRY KOSTYUKOV/AFP/Getty Images
Новый законопроект об ограничении свободы одиночного пикетирования вызвал в российском обществе бурную реакцию.

Если говорить о состоянии народа России за последний месяц, то нельзя не обратить внимание на митинги протеста, прошедшие 31 января во многих городах. Они проводились в защиту главного закона России — Конституции, в частности, её 31-й статьи, которая гласит, что граждане РФ имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Будет самообманом сказать, что их не заметили.

Газета «Новые известия» сообщает, что в этот день митинги протеста прошли в Калининграде, Москве, Петербурге, Омске, Пскове, Нижнем Новгороде, Ярославле, Екатеринбурге, Красноярске, Волгограде и городах Дальнего Востока. Крупнейший из них в Калининграде, по сообщению организаторов митинга, собрал 12 тысяч участников. Политолог Макаркин охарактеризовал это «достаточно серьезным сигналом для власти».

Известных правозащитников задержали

 
В Москве милиция задержала несколько десятков оппозиционных активистов и правозащитников. Как сообщил информационный сайт News.ru, в отличие от предыдущих, митинг 31 января в Москве официально поддержали все крупнейшие российские правозащитные организации — московская Хельсинкская группа, «Мемориал», «Движение за права человека». В акции также приняли участие многие оппозиционные политики.

Руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев за организацию в Москве акции в защиту 31-й статьи Конституции, дающей право на свободу собраний, обвинен в несогласовании ее с властями.

Окно будет замуровано?

Одна из прямых причин, вызвавших такой размах митингов протеста, — новый законопроект, запрещающий проводить одиночные пикеты без уведомления органов власти. Его внесла в Государственную думу РФ 15 января Московская областная дума.

По словам правозащитников, если новый закон будет одобрен, россияне лишатся последней возможности публично выражать свое мнение. Жизнь станет похожей на дом, в котором замурованы все окна.

Саму аналогию демократии и свободы слова с окном первым озвучил Владимир Путин на 1-м Всемирном конгрессе информационных агентств 23 сентября 2004 года в Москве. Говоря о свободе слова, он провел убедительное сравнение с форточкой: «Откроешь — шумно, закроешь — душно…»

Минуло шесть лет, а это высказывание как нельзя более ясно описывает ситуацию со свободой слова в России. Действительно, если отменить свободное одиночное пикетирование, то у народа уже не будет выбора: закрыть форточку или открыть. Потому что окно будет замуровано, и дышать будет просто нечем.

Свободу на тарелку не положишь


Может быть, российскому народу действительно не нужна свобода, он ее не ценит? Подобный вопрос только на первый взгляд может показаться странным или даже оскорбительным. Однако, когда правозащитники, рискуя жизнью и свободой, в условиях давления и даже угроз, пытаются поднять голос в защиту гражданских прав, разве не слышны такие комментарии: «Зачем высовываться?», «Разве не лучше жить спокойно?». Или хуже того: «Свободу на тарелку не положишь» и т. п. Тогда вопрос «Зачем нам свобода?» уже не будет казаться странным.

Подобное внутреннее отношение к свободе напоминает героев мультфильма «Мадагаскар», в котором однажды симпатичные зверушки убежали из зоопарка, но, оказавшись свободными на природе, о которой долгое время мечтали, заскучали по жизни в зоопарке: «Пусть будем жить за решеткой, где кормят не очень, и мало что будем иметь, зато не нужно самим нести ответственность и делать выбор, как на свободе…»

Ценить свободу или нет — каждый решает сам: кому-то привычнее жить в «зоопарке», но того, кто почувствовал настоящий вкус свободы, трудно засадить обратно в клетку. Поэтому будет ли Россия свободной в будущем, зависит от того, ценит ли её народ свободу и хочет ли познать вкус свободы сейчас.

Замена чиновников и правительства не изменит ситуацию

Так что же — виновата, как всегда, власть? Так как новый законопроект и последующее решение принимает власть, то, в первую очередь, ее и обвиняют. Но власть осуществляют конкретные люди. Тогда спрашивается, разве кто-то из них в душе принял твердое решение создать тоталитарный режим? Кто может желать такого своей стране?

Тогда почему народные избранники предлагают принять решение, которое лишает народ свободы? Один из многих вариантов ответа: причина в мышлении, доставшемся в наследство от советского режима, пропитанного духом коммунизма.

Вспомним отношение-ярлык к тем, кто пытался быть свободным при том строе: «Каждый пикетчик — враг-антисоветчик!» Поэтому, если чиновник жил и воспитывался в советское время, и сегодня сам не стал свободнее, он непременно будет защищать подобное решение о контроле над свободой народа, в том числе над свободой слова и митингов протеста.

Заменить чиновника или даже правительство — это не способ изменить ситуацию, ведь действует старое мышление. После развала Советского Союза страна изменила название, флаг, но само общество еще не переосмыслило своего прошлого. И внутреннее состояние нации меняется медленно.

Так как россияне еще только на пороге свободы, многим кажется, что страна неправильно выбрала путь демократии и не так быстро развивается на этом пути. Но, строго говоря, нация в целом ещё только присматривается к демократии, она ещё не осудила дух коммунизма, а, напротив, до сих пор отождествляя себя с ним, защищает его.

Так что, не отдельный чиновник неразумен, он — производное от всей нации, которая еще только стоит на пороге просветленного гражданского общества.

События вокруг отмены свободного одиночного пикетирования — свидетельство этого. Задержание и осуждение известного правозащитника — серьезный сигнал для всех, кому небезразлично будущее страны. Любой правозащитный акт, по сути, как чувствительный нерв в организме, вовремя дает обществу знать, где возникла проблема.

Без свободы голоса и возможности протеста, страна будет похожа на тело человека, лишенного ощущений. Вроде бы все хорошо и спокойно. Нет боли — нет и болезни. Но такое тело может внезапно умереть.

Сергей Дружинин. Великая Эпоха