ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Украина может выполнить требования ЕС после интеграции — политолог

Великая Эпоха
О том, что часть украинских политиков хочет сблизиться с Евросоюзом, а часть — с Таможенным, а также о том, что возможен вариант, при котором Украина вначале интегрирует в ЕС, а потом ей придётся решать вопрос политзаключённых, рассказал Великой Эпохе в телефонном разговоре Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций.

Виталий Бала. Фото: polittech.org
Виталий Бала. Фото: polittech.org
— Украинские политики заявляют о том, что будут делать всё возможное, чтобы подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС в этом году. Насколько это реально для Украины?

В.Б.: Мне кажется, главное в этой ситуации — не просто заявления (хотя это, в свою очередь, уже хорошо, что такие заявления есть), главное — конкретные действия. Конкретные действия предполагают определённое решение тех проблем, на которые нам указывал ЕС, и, как мне кажется, такие решения всё равно нужно будет принимать. Вопрос в том, насколько успешно пройдёт 25 февраля саммит ЕС — Украина, и от этого мы уже будем понимать, насколько будут реальными контуры нашего движения к европейским ценностям.

По большому счёту, когда слышу, что нам нужно двигаться в Европу, у меня это вызывает улыбку: Украина находится в Европе. Нам нужно двигаться к тем ценностям, стандартам, к тем правилам, традициям, которые там установлены.

И в этой ситуации 25 февраля даст нам понять, можем ли мы рассчитывать на ратификацию в ноябре этого года Соглашения о политической ассоциации с ЕС, углублённого [соглашения] о зонах свободной торговли. В этом случае эти заявления приобретут конкретное содержание, а на сегодняшний день, по большому счёту, нужно говорить об их общем смысле.

Как мне представляется, всё равно ещё есть определённая часть украинского политикума, достаточно влиятельных людей, которые видят будущее Украины в Таможенном союзе. И я думаю, что борьба между этими политиками и теми, которые настроены на европейское направление, она не завершена, она продолжается, и говорить, кто возьмёт верх, ещё рано.

— А как, по-вашему, пойдут ли украинские политики на выполнение условий ЕС, в частности касательно политзаключённых Тимошенко и Луценко?

В.Б.: В этой ситуации [у ЕС] есть два подхода к вопросу Украины. Первый — это достаточно жёсткое отношение, такие страны говорили, что «не о чем говорить». Это отношение было почти весь год основным в общении ЕС с Украиной.

Другая группа, напротив, говорит, что нужно больше интегрировать Украину как государство в европейские институции. И тогда уже, когда у неё не будет возможности идти назад, интегрировав, начать влиять на то, чтобы было принято решение, в том числе и по политзаключённым Тимошенко и Луценко. Мы видим, что в конце года второй подход, то есть интеграции Украины в Европу, стал преобладать, потому что саммит, который назначен на 25 февраля, как раз и является свидетельством этого.

Я например, считаю, что второй подход, то есть вначале как можно больше втянуть Украину, чтобы она перешла точку невозврата, невозможности идти в другом направлении, нужно воплотить, а затем, имея инструментарии и возможности, решить проблемные вопросы, которые необходимо решать.

Читайте также: В этом году у Януковича будет шанс подписать Соглашение об ассоциации — эксперты.