ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Код Да Винчи – слишком надуманный фильм о христианских заговорах

Великая Эпоха
Канны, ФРАНЦИЯ: американский автор Дэн Браун выступает на 59-м Каннском кинофестивале в Южной Франции, во время проведения фоторепортажа для фильма Код Да Винчи, директором которого является американец Рон Говард, 17 мая 2006. Фото: AFP/VALERY HACHE
Канны, ФРАНЦИЯ: американский автор Дэн Браун выступает на 59-м Каннском кинофестивале в Южной Франции, во время проведения фоторепортажа для фильма Код Да Винчи, директором которого является американец Рон Говард, 17 мая 2006. Фото: AFP/VALERY HACHE
Рецензенты преобладающим количеством голосов объявили фильм Код Да Винчи таким, который преодолел проходной барьер. Уникальная интеллектуальность и необычность автора Дэна Брауна представлена в игре профессора Роберта Лангдона (Том Хенкс) и криптографа Софи Невеу (Одри Тоту), критикующих теории Леонардо Да Винчи и доктрины христианства.

Согласно мистическому роману, фильм начинается с убийства пожилого хранителя Лувра Жака Сонье. Ключи и тексты, найденные вокруг его тела, для символиста Роберта Лангдона (Langdon) и криптографа Софи Невеу (Neveu), расследующих это убийство, приобретают неожиданный оборот и превращаются для них в поиск сокровищ по церквам Европы. Эта охота приводит их к нерассказанной истории Иисуса, истории, которая делает вызов официальным догматам Римо-Католической церкви.

Если не обвинять Католическую церковь в сокрытии «нерассказанной истории» об Иисусе и Марии Магдалине, то очень сомнительно, что красноязычный стиль романа смог бы привести к более чем 40 миллионам проданных экземпляров (источник: Агентство Рейтерс, 22 мая 2006).

В разворачивающейся фабуле подтасованная история лишилась целого этапа, прежде чем персонажи докопались до этого факта естественным путем. Страсти подогреваются заговором, а герой и сюжет отходят на второй план. Лангдон и Невеу неудачно представлены героями, о которых должны были бы все говорить, а на самом деле являются теми, в уста которых Браун вложил свою точку зрения на христианство.

Обман Да Винчи

Браун на своем вебсайте защищает свою же версию истории христианства: "Каждый читатель должен исследовать точки зрения этих героев и прийти к своим собственным интерпретациям". Некоторые читатели достаточно глубоко исследовали аргументы романа. Вскоре после того, как Код Да Винчи Дэна Брауна вышел в марте 2003 г., наиболее продаваемый роман стал топ-темой в обсуждениях анти-христианского истеблишмента.

На пользующийся спросом роман, продающийся миллионными тиражами, появилось больше десятка статей, разоблачающих его воображаемую нерассказанную историю. Одно из лучших опровержений - Обман Да Винчи, - опубликованное католическим издательством Catholic Ignatius Press, обсуждалось в Католическом Информационном Центре в Вашингтоне, округ Колумбия, 16 мая 2006 г., за несколько дней до поступления фильма в прокат 19 мая.

Авторы Обмана Да Винчи - Карл Олсон и Сандра Мизэль (Carl Olson, Sandra Miesel), которые до этого никогда не исследовали тематику, поднятую Брауном. Они создали документальный фильм, рассказывающий об исторических личностях, упоминаемых в романе. Документальный фильм воссоздает более точную историческую картину о Леонардо Да Винчи, тамплиерах, монастыре Сион, Никейском Соборе (325 г.), Иисусе Христе, Марии Магдалине и ранних христианах.

Одно из провозглашаемых Брауном мнений – это его сомнения в божественности Христа. Главный постулат истории Церкви основывается на божественности Христа, которая была безоговорочной для ранних христиан. Олсон и Мизэль цитируют слова ученого Дж.Н.Д. Келли, который пишет, что "универсальный всехристианский принцип веры на протяжении [столетий до Никейского Собора) состоял в том, что Иисус Христос был так же божественен, как и человек". (Ранние Христианские Доктрины)

Роман и фильм оба утверждают, что именно на Никейском Соборе римский император Константин установил догмат божественной природы Христа, исходя из интересов объединения своей империи под флагом христианства. Но как мы знаем из Никейского Собора, был ли действительно Христос святым или нет – не это было предметом его рассмотрений: его божественная природа была принята абсолютно всеми христианами. Собор вместо этого решал некоторые вопросы об отношениях между Христом и Его Отцом.

Другой путь, каким идет Браун, свернув с дорожки современных теорий - это образ сумасшедшего монаха Силаса. Монах альбинос страшно истязает свое собственное тело между сценами убийств и нападений на других в смертоносной погоне за сокровищами. Монах в романе предположительно принадлежит к католической светской организации Опус Деи, но на самом деле это не так. Некоторые члены Опус Деи действительно применяют методы умерщвления плоти по "причине довольно низкого уровня дискомфорта, по сравнению с лишением пищи. Нет никакой крови, никаких ран, ничего, что бы вредило здоровью человека, никаких травм", - комментирует организацию Опус Деи в своем интервью священник Фр. Майкл Барретт.

"Если бы это причиняло какой-либо вред, церковь не разрешила бы этому существовать", - говорит Фр. Барретт.

Образ Силаса в фильме - это образ сердитого раба, участвующего в кровавых мазохистских ритуалах. Здесь умерщвление плоти похоже на акт самобичевания. Но Фр. Барретт объясняет, что "епитимия и умерщвление стремятся уменьшить сосредоточенность на себе и таким образом помочь нам возвыситься в любви к Богу и ближнему".

Реальные истории, становящиеся основами фильмов, часто сопровождаются следующей оговоркой: "Имена были изменены, чтобы не нанести вред реальным участникам". В случае с Кодом Да Винчи, автор Дэн Браун написал придуманную историю, но добавил туда реальных имен, достигнув противоположного эффекта, оклеветав религию и одну из ее светский организаций, которая не имеет никакого отношения к придуманному Дэном Брауном рассказу. Он сказал, что его история, по крайней мере, всего лишь художественное произведение, а не теология. Но когда пишешь беллетристику с историческими персонажами, то нельзя отрицать, что некоторые читатели, по крайней мере, будут рассматривать описания как рассказы об исторических личностях.

На экранизации документального фильма Обман, г. Олсон объяснил, что спровоцировало его на создание ответа на Код Дэна Брауна:

"Перед тем, как купить роман, я посмотрел некоторые вебсайты и прочел некоторые отзывы читателей, которые впечатлили меня, и тогда мне пришло в голову сказать о том, о чем люди не говорили, - о персонажах, произведении, заговоре, - а говорили об исторических догмах в романе".

Николас Зифкак и Гэри Фейерберг. Великая Эпоха