ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Свобода прессы и Олимпийские игры в Пекине

Великая Эпоха
Г-ну Жаку Рогге,
Президенту Международного олимпийского комитета.
Лозанна, Швейцария
.

Париж, 29 ноября 2007 г.

Уважаемый г-н Рогге,

Мы получаем чрезвычайно тревожные отчеты из Китая в отношении подготовки властей к прибытию десятков тысяч журналистов и работников СМИ на Олимпийские игры.

Становится всё яснее и яснее, что организаторы Пекинских Олимпийских игр и китайские службы безопасности решили очень тщательно контролировать журналистов до и во время соревнований. Китайские органы власти сообщили, например, что планируют собрать данные о журналистах, и оставляют за собой право выслать этих журналистов  обратно, даже если они будут аккредитованы национальными олимпийскими комитетами.

Вам, должно быть, известно, что организаторы Олимпийских игр объявили, что намерены провести проверку удостоверений личности всех аккредитованных журналистов. Ян Минхуэй, заместитель главы аккредитационного центра Олимпийской деревни, оправдал это решение тем, что оно якобы принято ради безопасности, так как журналисты могут представлять собой угрозу или быть потенциальными террористами. «Если они не пройдут проверку, то им будет отказано в аккредитации», – сказал он, добавив, что «целью этого является устранение людей, которые могут угрожать безопасности Игр».

Другие Олимпийские столицы в прошлом также собирали информацию о журналистах, но это делалось для организационных целей, а не с намерением отказать во въезде по политическим мотивам, как это происходит в случае с Пекином.

Это заявление последовало вслед за сообщением Генеральной администрации прессы и публикаций (ГАПП) о том, что будут собраны данные приблизительно о 30 тысячах журналистов, которые собираются прибыть на Игры. Представитель ГАПП сказал, что их целью является выявление «фальшивых журналистов» и помощь китайским официальным лицам в ответах на просьбы о проведении  интервью. Однако правительство не сообщило, какой именно вид информации будет собран. 

В последние месяцы в СМИ несколько раз просачивалась информация об указаниях, данных службе общественной безопасности и органам госбезопасности Китая, в отношении выявления в Китае и за границей групп, которые потенциально могут организовать демонстрации во время  Олимпийских игр. Журналисты также могут стать мишенью этого профилактического контроля, и, возможно, сотням людей будет запрещен въезд в Китай.

Репортёры без границ приветствовали в январе этого года введение новых правил для иностранной прессы. Но 11 месяцев спустя полученные результаты оставляют желать лучшего. Правда, Министерство иностранных дел в некоторых случаях пыталось помочь иностранным журналистам, находящимся в заключении или подвергавшимся нападкам, но мы зарегистрировали более 50 случаев, которые ясно показывают, что власти не соблюдают эти новые правила.

На Барбару Лути, пекинского корреспондента швейцарского телеканала Schweizer Fernsehe, и китайскую женщину, её фотографа, например, недавно было совершено нападение – местные власти продержали их в заключении в течение семи часов в деревне Шэнъю провинции Хэбэй, где в 2005 году массовые волнения привели к смерти нескольких жителей. За последние несколько месяцев по крайней мере пяти корреспондентам запретили работать в этой деревне, расположенной недалеко от Пекина.   

Швейцарская супружеская пара Матиас Брашлер и Моника Фишер – оба фотографы – недавно была задержана на 3 часа в городе Учане провинции Хубэй во время подготовки репортажа о сельских жителях, которых подвергли угрозам и избиению в связи со спором о земельном участке. Ещё более серьёзным является тот факт, что китайские журналисты и диссиденты продолжают ставать жертвами репрессий. Например, в середине ноябре кибердиссидент Ян Маодун, известный под псевдонимом Го Фэйсюн, был заключен на пять лет в тюрьму и оштрафован на огромную сумму денег за публикацию своей книги без разрешения [властей].

Кибердиссидент и блоггер [человек, который ведёт электронный журнал – прим. пер.] Хэ Вэйхуа в августе против воли был помещён в психиатрическую больницу в Хунане. Его родственники сообщили Репортёрам без границ, что у него не было никаких психических заболеваний, и что действительной причиной его заключения послужили записи, которые он ставил на своём блоге www.boxun.com/hero/hewh.

Всего в данное время около 100 журналистов, кибердиссидентов и активистов защиты прав человека пребывают в заключении в Китае.

Правозащитные организации отмечают усиление политических репрессий. Согласно ассоциации Дуй Хуа [которая борется за освобождение китайских политических заключённых – прим. пер.], число судебных процессов по обвинению в «создании угрозы государственной безопасности», по сравнению с прошлым годом, удвоилось. Ссылаясь на официальные источники, ассоциация заявляет, что не менее 600 человек были арестованы по такому обвинению.

Как известно, мишенью также стали люди, обеспечивающие внешний мир информацией о политических репрессиях. Совсем недавно трое тибетцев в округе Карцзе провинции Сычуань (граничащей с Тибетом) были приговорены судом к тюремному заключению на срок от трёх до десяти лет за «шпионаж на иностранные организации, подвергающие опасности государственную безопасность». Их преступление заключалось в отправке за границу фотографий, на которых были запечатлены демонстрации тибетских кочевников в начале августа. 

Мы также сожалеем о зачастую тревожном уровне пропаганды и националистического рвения, сопровождающих подготовку к Олимпийским играм. 19 ноября, например, правительственная газета Хуанцюй Шибао (Global Times) подвергла критике иностранные СМИ, которые «распространяли слухи с целью подорвать стабильность правительства», такие как Washington Post, International Herald Tribune, Die Welt, Associated Press и Voice of America. Режим также критиковал общественные организации, в том числе и Репортёров без границ, которые разделяют «предвзятое мнение» в отношении Китая.

Аналогичным образом отдел пропаганды направил в прошлом месяце письменную директиву китайским СМИ с просьбой избегать публикации «негативных» сообщений, которые могут сказаться на Олимпийских играх, например, о загрязнении воздуха, споре вокруг включения Тайваня в эстафету олимпийского факела и о вопросах, касающихся здравоохранения.

Ожидалось, что перед началом Олимпийских игр зарубежным СМИ предоставят больше доступа к китайскому рынку. Вместо этого правительство Китая продолжает отстаивать свою монополию на предоставление новостей китайским СМИ, лишая иностранные агентства новостей потенциальных клиентов. 12 ноября в ответ на вопросы Европейского Союза, Канады, Японии и США на саммите ВТО Китай заявил, что не подписывал никаких договоров, которые бы обязывали его открыть для бизнеса рынок новостей. Когда в сентябре 2006 года контроль государственного новостного агентства Синьхуа за содержанием новостей, публикуемых зарубежными информационными агентствами, был усилен, мы охарактеризовали Синьхуа как грабителя свободы прессы.

Мы не первый раз пишем Вам, г-н Рогге, чтобы попросить Вас высказаться по этому поводу и начать действовать в защиту свободы прессы в Китае. Вы ни разу не ответили прямо, предоставив возможность другим членам МОК доказывать, что эта организация не занимается политическими вопросами. Мы встречались с чиновниками МОК в Лозанне, но нам не удалось добиться от них принятия каких-либо конкретных мер в отношении прессы.   

Организация, председателем которой Вы являетесь, постоянно трубит о прогрессе в отношении организации инфраструктуры для Пекинских игр, но она не сделала ни одного публичного заявления по вопросу отсутствия свободы выражения, что может подорвать работу СМИ и гласность, необходимые для Олимпийских игр.
 
Г-н Рогге, к сожалению, именно Ваше молчание сделало возможными все эти злоупотребления. Мы продолжаем считать, что МОКу следует сделать всё возможное, чтобы повлиять на политику организаторов Пекинских игр по отношению к китайским и иностранным журналистам. Неудача в разрешении этой ключевой проблемы станет огромной неудачей в истории Олимпийского движения.

Буду рад Вашему ответу.

Искренне Ваш,
Генеральный секретарь Репортёров без границ
Роберт Менард 



Версия на английском