ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Освещая события в Синьцзяне, мировые СМИ вторят Пекину

Великая Эпоха
Китайский полицейский готов ударить уйгурскую женщину за её протест. Город Урумчи, СУАР. 7 июля 2009 года. Фото: Peter Parks /AFP /Getty Images
Китайский полицейский готов ударить уйгурскую женщину за её протест. Город Урумчи, СУАР. 7 июля 2009 года. Фото: Peter Parks /AFP /Getty Images
Когда в автономном регионе Китая Синьцзян, который является домом для этнического меньшинства - уйгурских мусульман, произошел всплеск насилия, СМИ Китая бросились освещать эти новости. За ними последовали и западные репортёры.

«Столкновения между этническими мусульманами-уйгурами и китайским большинством в Синьцзяне, в результате которых было убито более 150 человек, свидетельствуют о наступлении новой стадии в регионе, где раньше наблюдались взрывы бомб и террористические акты со стороны милитаристских сепаратистов, но лишь нечастые массовые протесты», - пишет Associated Press.

«Количество погибших в результате насильственных этнических волнений в китайском северо-западном регионе Синьцзян достигло 156 человек, и в понедельник полиция разогнала «мятежников», так ранее заявляло официальное агентство новостей Синьхуа», - сообщало Reuters.

Но эксперты и активисты уйгуров говорят, что СМИ, контролируемые государством, работают над тем, чтобы преподнести историю в свете, благоприятном для режима - стратегия, которую один гонконгский эксперт по китайским СМИ назвал «Контроль 2.0.».

«Сообщив информацию, власти могут задействовать и «частные СМИ» (влиятельные порталы новостей в интернете и коммерческие газеты), которые работают на них», - считает Дэвид Бандурски, редактор China Media Project Web. - «Эти СМИ пользуются оригинальными репортажами Синьхуа, усиливая их эффект. Те же самые сообщения, в большинстве случаев лишь с небольшими изменениями, становятся репортажами AFP, Reuters и AP».

Пока Бандурски рассуждал о волнениях в городе Шишоу в июне, общая схема сохраняется. СМИ, контролируемые государством, представляют инцидент как насильственное восстание уйгуров, руководимых террористами и зарубежными анти-китайскими силами, которые нападают на ханьских китайцев. «Дом свободы», не коммерческая организация в США, выступающая за расширение свобод, заявила, что репортажи являются частью усилий режима по освещению беспорядков. Они призывают государственные СМИ прекратить публикацию подобных репортажей, так как они разжигают этнические распри.

В то время, пока некоторые СМИ больше доверяют утверждениям, что за беспорядками стоят уйгурские активисты в США и Германии, многие другие рассматривают ситуацию под разными углами и предполагают, что этнические распри стали первопричиной конфликта. Особенно это относиться к СМИ, которые полагаются на информацию, полученную по телеграфу. Крупнейшие газеты Канады, включая Toronto Star, Globe and Mail и Toronto Sun, все публикуют материалы, полученнык по проводной связи.

Но китайский режим идёт на шаг впереди, передавая сообщения. Во время волнений в Тибете режим вызвал недовольство международных СМИ, удерживая их в блокаде. В Синьцзяне они сопровождают их, не давая возможность взять интервью без разрешения их кадрового сотрудника.

«Они стали более изощрёнными. Они многому научились из ошибок, совершенных в прошлом», - рассказал газете New York Times Сяо Цян, профессор журналистики Университета Калифорнии, тщательно следящий за тем, как режим контролирует СМИ. Он рассказал, что цель новой тактики держать под контролем зарубежные СМИ. Успешное завершение усилий можно наблюдать в репортаже о волнениях в Globe and Mail. Заголовок газеты гласит: «Интернет ограничен для предотвращения организации протестов».

Большинство экспертов по китайским СМИ, в том числе и Сяо, рассматривают усилия режима контролировать любую связь в регионе, как попытку не допустить утечки чувствительного, не подлежащего цензуре содержания. Как, например, свидетельства о нападениях на уйгур, что собственно и послужило началу волнений. Когда начали применяться жесткие меры, жители Урумчи выставляли в интернете видео и фотографии, снятые мобильными телефонами и цифровыми камерами, в которых запечатлены события в городе.

Тала Доулатшахи, согласно сообщению «Репортёров без границ» в Нью-Йорке, рассказала, что вчера были закрыты более 50 интернет форумов на уйгурском языке, так же были заблокированы и другие сайты, включая Twitter. «Люди этого региона полностью отрезаны от всего остального мира», - заявила она. - «У меня мало ответов для вас, но я могу сказать, что нам не сообщается истинная картины».

Уйгуры в Канаде говорят, что их друзья и близкие стали недосягаемы через прямую связь - их мобильные телефоны и электронная почта не отвечают, городская связь непрерывно выдаёт занятый сигнал. Они рассказали, что позже полиция ходила от дома к дому, арестовывая жителей-мужчин. Это утверждение повторялось и группой женщин в Синьцзяне, которые на виду у приехавших репортёров обращались к полиции с требованием освободить их близких.

«[СМИ] следует серьёзно задуматься о правдивости любого репортажа, опубликованного государственными СМИ Китая, потому что китайские СМИ освещают только одну сторону», - сказала Доулатшахи. - «Учтите, что всё написанное служит политическим интересам режима». Так же в большинстве репортажей нет объяснений реальной причины уйгурских волнений.

История Синьцзяна удивительно похожа на историю в Тибете, хотя и не так известна. Оба региона населяют разные этнические группы с уникальным языком и религиозными традициями. Синьцзян, который уйгуры называют восточным Туркестаном, на протяжении всей истории сражался с китайскими властями, в некоторые времена становился частью китайских династий, в другие времена был независим или находился под управлением других стран.

Когда в 1949 году к власти пришла коммунистическая партия, новый режим тут же стал действовать на подавление любого проявления независимости в регионе. По утверждению «Международной Амнистии», с тех пор здесь продолжаются грубые нарушения прав человека.

В стремлении стереть разницу в различных этнических характеристиках региона, китайский режим прибег к подавлению традиционных религий и культурных традиций. Также прилагались немалые усилия, чтобы добиться переселения ханьских китайцев в Синьцзян с целью вытеснить уйгурское меньшинство. Согласно данным «Международной Амнистии», в 1949 году местное тюркское население, большинство которого составляют уйгуры, насчитывало как минимум 93% всего населения региона; сегодня же население состоит из примерно половины уйгур и половины этнических китайцев.

В конце 1990-х возросли ограничительные меры, и уйгуры могли наблюдать, как их социальные, экономические и культурные права неотвратимо разрушаются. Экономическое развитие в регионе в значительной мере превосходит развитие местного этнического населения, которое сталкивается с возрастающими ограничениями. Такая ситуация в регионе обострила длительное напряжение между уйгурами и китайцами ханьского происхождения, и проявилась в возрастающем насилии.

Недавно введённая политика китайского режима вынуждала уйгурские семьи отправлять внутрь страны своих детей в школы и молодых женщин на работу. Редко какая женщина возвращалась назад, и уйгурские активисты заявляют, что их там принуждают заниматься проституцией. «С течением лет, попытки уйгуров высказать своё мнение или недовольство и мирно пользоваться своими основными правами человека, натыкались на подавление», - сообщает «Международная Амнистия», добавляя, что это подавление и вызвало напряжение.

Интересный факт - за последние годы такие примеры стали привычным явлением по всему Китаю. Официальные сообщения о «массовых инцидентах» за десять лет возросли в более семь раз, в 2004 году они достигли числа 74000. С тех пор китайские власти стали скрытными, когда вопрос касается подробностей волнений в Китае, что означает, что подобные инциденты продолжают возникать.

Сообщения о других беспорядках в Китае раскрыли такую картину: местные люди протестуют против замеченной несправедливости - коррупции правительства или жестокости полиции. Эти протесты подавляются полицией, в то время как раскрытая несправедливость остаётся без внимания. Часто в ответ следуют дальнейшие протесты, некоторые из них становятся насильственными. Тогда протесты уже более открыто обращаются против режима, в результате чего иногда правительственному транспорту и зданиям наносится ущерб.

Волнения по похожему сценарию в июне произошли в городе Шишоу провинции Хубей и в ноябре в городе Лоннань провинции Ганьсу. Уйгуры заявляют, что тоже самое произошло и в Урумчи. Уйгуры в Канаде и США говорят, что крайне тревожно наблюдать как СМИ в этих странах следуют установкам китайских государственных СМИ.

«Большинство СМИ принимают только сторону китайского правительства, помещают фото и изображения, относящиеся к китайской стороне», - считает Рукайе Турдеш, президент Сообщества канадских уйгуров. - «Китайские государственные СМИ сосредотачиваются на китайцах, и представляют всё так, как будто это уйгуры, применяя насилие, нападают на ханьских китайцев. И западные СМИ повторяют это».

«Они не опубликовали ни один снимок, на котором видно, как убивают уйгуров. Они ничего не говорят про уйгуров, что происходит с уйгурами, они только утверждают, что китайцев избивают, китайцев убивают. Как это назвать - это же несправедливо, не так ли? Они просто копируют китайские СМИ», - отметила Турдеш. - «Уйгуры беззащитны, у них нет солдат, нет оружия, у них нет ничего. У китайцев есть всё, и китайцы блокируют информацию. Мы не знаем, что там происходит в настоящий момент. Даже если Китай убьет их всех, расправится со всеми уйгурами, никто об этом не узнает».

Турдеш рассказала, что было невыносимо смотреть видеосъемку, просочившуюся из Китая в начале подавления, в котором уйгуров атакуют и убивают. Алим Сейтофф, генеральный секретарь Ассоциации американских уйгуров, которую китайский режим обвинил в организации беспорядков, сообщил, что позже репортажи о волнениях стали лучше, так как большее количество СМИ стало публиковать сообщения от уйгурских источников. Но он всё же обеспокоен тем, что слишком многие источники новостей доверяют китайским государственным СМИ. «То, что международное сообщество принимает сказанное китайскими СМИ как факт, не является правильным. Им следовало бы быть более осмотрительными, так как это всегда необъективно и односторонне» - говорит Алим. - «Так же, как и тибетцев, уйгуров непрерывно описывают, как «примитивных, ленивых и глупых».

Тот факт, что уйгуры являются мусульманами, ещё более всё осложняет, заявил Д. Д. МакГир, соучредитель China e-Lobby и автор книги «Дракон в темноте: как и почему коммунистический Китай помогает нашим врагам в террористской войне». «Проблема в том, что люди уже заранее были настроены не верить тому, что политики говорят по поводу Тибета, и это чувствовалось в репортажах о Тибете», - отметил МакГир, имея ввиду, что репортажи СМИ о беспорядках в Тибете более симпатизировали тибетцам.

«Но они не могут понять, что тоже самое происходит и в Урумчи (Синьцзяне)», - добавил он. - «После 9/11 становится намного проще представить любое сопротивление мусульман, как террористические и анти-западные действия, чем сделать это по отношению к любому сопротивлению в Тибете, это то, что придаёт окраску репортажу».

МакГир считает, что любой репортаж, который принимает высказывания китайского режима за «чистую монету», следует считать безответственным: «Пока мы не можем найти человека, который говорит не опасаясь возмездия со стороны китайского режима, очень трудно узнать, что произошло на самом деле».

Мэтью Литтл. Великая Эпоха