Медсестра из больницы Питье-Сальпетриер обратилась в административный суд, чтобы оспорить свое увольнение. Она была уволена с государственной службы после того, как отказалась снять хирургическую шапочку, которая является обычным головным убором в больнице.
Мадждулин Б., работавшая с 2018 года медсестрой в системе общественного здравоохранения Парижа (AP-HP), была уволена 10 ноября 2025 года. В течение года руководство обвиняло ее в том, что она ежедневно носила тканевую шапочку, которая обычно используется в операционных или реанимационных палатах. Ее шесть раз вызывали на беседы, вынесли ей выговор, а в октябре передали дело в дисциплинарный совет.
Дебаты о светскости отклонены
Адвокат медсестры, г-н Лионель Крузо, напомнил в суде, что «AP-HP упрекнула ее в ношении этого головного убора по причинам, связанным с ее предполагаемыми религиозными убеждениями», считая, что это нарушает «принцип нейтральности государственных служб». Он уточнил, что учреждение ссылалось на руководство по светскости, распространенное среди персонала.
Однако, по словам адвоката Крузо, его клиентка никогда не упоминала о религиозных мотивах: «Ношение этого головного убора относилось к ее частной жизни». Он добавил, что аргумент о светскости «в конечном итоге был отклонен».
Позиция AP-HP
Адвокат AP-HP, г-жа Виолен Лакруа, утверждала, что санкция была основана исключительно на отказе подчиниться правилу, «оправданному соображениями гигиены». Это правило запрещает носить шапочку «постоянно в зонах, где это не предписано», в частности, когда она не «предоставляется учреждением» и персонал «входит и выходит» из помещений.
Она напомнила, что эти положения основаны на рекомендациях, выданных в 2014 году комитетом по борьбе с внутрибольничными инфекциями.
Защита, основанная на соблюдении закона
По мнению адвоката Крузо, «ни один закон, ни одно правило» и «ни одна объективная информация» не запрещают ношение шапочки в отделении внутренней медицины, где работала его клиентка. Он подчеркнул, что Мадждулин Б. «заслуживает признания и восхищения своих коллег» и что она «была на передовой во время кризиса в здравоохранении». Адвокат также напоминает, что в AP-HP другие женщины носят шапочки, иногда из-за алопеции или лечения рака.
Дело, воспринятое как дискриминация
Мадждулин Б. считает свое увольнение «дискриминацией». «Меня увольняют из-за моего внешнего вида, а не из-за моих профессиональных навыков», — заявила она AFP, заверив, что носила эту шапочку с момента приема на работу: «Во время Covid все носили шапочки, маски, халаты»
Решение по делу должно быть вынесено в течение одной-двух недель.
Мобилизация поддержки
Около пятидесяти человек — коллеги, профсоюзные деятели и активисты — собрались перед зданием суда, чтобы поддержать ее, защищая также «многих других медицинских работников», которых они считают жертвами «охоты за кусочками ткани».
По словам Бландин Шовель, социального работника и представителя профсоюза Sud, «было зарегистрировано двадцать затронутых коллег» в больнице Pitié-Salpêtrière, девять из которых «в конце концов ушли». Случаи также были зарегистрированы «в шестнадцати больницах в парижском регионе», а также «в Лионе, Марселе, Ренне...».