ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Россия становится слишком зависимой от нефтяных доходов, чтобы поддерживать свой бюджет

Великая Эпоха
Президент России Путин, 29 декабря 2022 года. (Mikhail Klimentyev, Sputnik, Kremlin Pool Photo via AP)

Россия становится слишком зависимой от нефтяных доходов для поддержания своего бюджета, поскольку наращивает военные расходы, сказали экономисты, предупредив, что правительству, возможно, придется повысить налоги, если цены на сырую нефть не оправдают ожиданий в этом году.

Цена на нефть марки Urals — основной российский экспорт — упала более чем на 20% с начала декабря, когда западные страны во главе с Группой семи (G7) ввели ограничение на экспорт российской нефти в размере $60, чтобы ограничить возможности Москвы финансировать то, что она называет "специальной военной операцией" в Украине.

Учитывая, что федеральный бюджет на 2023 год основан на прогнозируемой цене нефти Urals чуть более 70 долларов за баррель, а в настоящее время цены торгуются ближе к 50 долларам, это может оказаться проблематичным.

Поскольку ограничение цен, западные санкции и эмбарго ЕС затрудняют для России экспорт нефти, Москва полагается на Китай и Индию - крупнейших и третьих по величине импортеров в мире соответственно — для восполнения дефицита.

"Растущая зависимость бюджета от нефти вызывает опасения", — говорится в записке Альфа-банка, который предупредил, что снижение доходов от экспорта газа и нефтепродуктов "маячит на горизонте".

Аналитики говорят, что поскольку правительство увеличило расходы более чем на четверть в 2022 году, частично для финансирования своих военных действий в Украине, цена на нефть, необходимая для сбалансирования бюджета, подскочила с $67 до $101 за баррель.

Если учесть дивиденды и разовые налоги государственного энергетического гиганта "Газпром" (GAZP.MM) в размере 1,85 трлн. рублей ($27,5 млрд) за прошлый год, то фактическая цена на нефть, необходимая для балансировки бюджета, может достигать $115 за баррель.

Дыра в бюджете России в прошлом году составила 3,3 триллиона рублей (49 миллиардов долларов), или 2,3% валового внутреннего продукта, а в 2023 году может снова превысить 2%, поскольку ограничение цен сдерживает доходы России от экспорта, заявил в декабре министр финансов Антон Силуанов.

Налоги?

"Когда существует большой разрыв между фактической ценой (на нефть) и балансовой ценой, он не может быть устойчиво покрыт за счет заимствований", — говорит Наталья Орлова, главный экономист Альфа-банка.

"Необходимы некоторые меры по корректировке фискальной политики, либо путем сокращения расходов, либо путем поиска дополнительных доходов".

Учитывая, что президент Владимир Путин будет претендовать на исторический пятый срок на выборах в 2024 году, а региональные выборы пройдут в конце этого года, о сокращении расходов не может быть и речи, добавила она.

Прошлогодний бюджет, в котором был значительный перекос в сторону расходов на оборону, повысил риск увеличения налогового бремени в среднесрочной перспективе, считают экономисты "Ренессанс Капитала".

Заместитель министра финансов Алексей Сазанов намекнул на возможность еще одного повышения налогов в декабре, предположив, что правительство продолжит изучать потенциальные области налогообложения в 2023 году.

Неясно, в каких секторах произойдет повышение налогов и в какой степени это бремя ляжет на население. По словам Сазанова, ставки НДС, налога на прибыль и подоходного налога не изменятся, но другие отрасли могут столкнуться с повышением налогов.

"Детальный, предметный анализ позволяет нам все-таки найти ресурсные отрасли, где формируется высокая маржа и где можно увеличить фискальную нагрузку без ущерба для операционной и инвестиционной деятельности компаний", - сказал он.

В министерстве финансов не сразу смогли прокомментировать ситуацию.

Правительство уже резко увеличило налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль на 2023-2025 годы, что стало крупнейшим подобным повышением в его истории, поскольку 10-месячные военные действия России в Украине продолжаются. Ожидается, что эти меры принесут российскому бюджету дополнительные 3,6 триллиона рублей за три года.

Однако анализ бюджета, проведенный агентством Рейтер, показывает, что только в этом году Москва потратит на оборону и безопасность 9,4 триллиона рублей (140 миллиардов долларов) — почти треть бюджета, что означает сокращение расходов на здравоохранение, образование и научные исследования.

Конфликт в Украине и последовавший за ним шквал западных санкций подорвали некоторые сектора российской экономики, отключив крупнейшие банки от финансовой сети SWIFT, ограничив их доступ к технологиям и возможности экспорта нефти.

Хотя правительство и центральный банк признают "трудности", Москва утверждает, что ее экономика устойчива и что санкции бумерангом ударили по Западу, вызвав рост инфляции и цен на энергоносители.

($1 = 67,3500 рублей)