ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Кого не пускают в Китай?

Великая Эпоха

Імміграційна перевірка
Імміграційна перевірка

Люди ждут иммиграционную проверку, чтобы пересечь границу материкового Китая в Гонконге 1 марта 2013 года. Китайским гражданам, принадлежащим к определённым группам, например, политическим активистам, запрещено въезжать в Китай. Фото: Philippe Lopez/AFP/Getty Images

В июньском выпуске гонконгского журнала Cheng Ming сообщалось о внутреннем документе китайской компартии, в котором определяются принципы формирования чёрного списка. Люди, попавшие в него, не смогут вернуться в Китай, если они выехали, или не смогут уехать, если находятся в пределах страны.

В журнале описывается последний законопроект компартии Китая по регулированию правил для внутреннего и пограничного контроля въезда и выезда». В документе перечислены многие категории и подкатегории людей, которым ограничен въезд или выезд из Китая.

Их разделяют на: тех, кому запрещено въезжать или выезжать в любых ситуациях, тех, кому запрещено «временно», то есть промежуток времени не указан, и тех, кому запрещено на время.

Документ содержит деление на ещё три группы.

Первая группа — это люди, которые имеют доступ к секретной информации, и те, кого компартия считает опасными для власти. К ней относятся люди, работающие в структурах компартии, в учреждениях или в военной системе, а также люди, которые принимали участие в так называемых «опасных действиях».

Ко второй группе относятся «внутренне контролируемые» иностранные организации, частные лица и активисты в изгнании. Под внутренним контролем подразумевается мониторинг компартией организаций и отдельных лиц в самом Китае или через китайские консульства по всему миру.

В этой группе находятся организации, объединения и люди, имеющие целью противостоять, подрывать или враждебно относиться к Китаю и компартии». Этим группам въезд в Китай запрещён.

Третья группа в этом документе охватывает организации, сообщества и лица из Гонконга, Макао и Тайваня, которые не могут пересечь границу или попасть в Китай (эти три региона Пекин рассматривает как свою территорию, однако на них не распространяется власть компартии).

Как пишется в статье журнала Cheng Ming, власти Китая контролируют въезд от 32 до 45 указанных в перечне организаций и групп, и от 260 до 330 человек из Гонконга, Макао или Тайваня.

По информации нью-йоркского сайта на китайском языке Boxun в прошлом году на высоком уровне компартии Китая возник конфликт из-за вопроса о том, позволить ли вернуться в КНР экспатриантам.

В апреле 2012 года статья на сайте Boxun сообщала, что тогдашний китайский премьер Вэнь Цзябао предложил разрешить группе студентов, которые были высланы из страны после 4 июня 1989 года (день кровавой бойни на площади Тяньаньмэнь в Пекине) вернуться домой.

Вэнь сказал, что эти студенты находились в изгнании более 20 лет, и им никогда не позволяли вернуться домой, даже на похороны своих родителей. Вэнь отметил, что это совершенно глупо и не по-человечески, — писало издание.

Бывший глава госбезопасности Чжоу Юнкан был недоволен рекомендациями Вэня, но не мог открыто возражать ему, писали на сайте Boxun. Так, под предлогом «сохранения стабильности» Чжоу ввёл очень строгие критерии проверки и подготовил чёрный список с несколькими сотнями людей, которым въезд в Китай закрыт.

Председатель Альянса против политических преследований в Китае из Лос-Анджелеса, США, Лю Иньцюань инициировал «движение возвращения домой». Он несколько раз подавал документы для продления срока действия своего китайского паспорта, но никак не мог получить его. В интервью «Голосу Америки» в январе этого года он сказал, что в соответствии с китайскими законами нет абсолютно никаких причин, чтобы отказать в восстановлении паспорта китайским гражданам.

«Лишать нас национальности является незаконным и, строго говоря, это является преступлением, так как заставляет нас принимать иностранное гражданство, — сказал Лю. — Они не продлевают ваш паспорт, из-за чего вы не можете путешествовать по миру и не можете вернуться в Китай. Кроме того, если вы откажетесь от попытки получить свой паспорт, они будут использовать ваше желание получить американское гражданство как повод, чтобы заявить о том, что Соединённые Штаты вмешиваются во внутренние дела Китая».

В апреле 2012 года 93-летняя мать известного китайского поэта и диссидента Хуан Сяна заболела и умерла в Китае в провинции Цзянси. Китайское консульство в США отказало его жене Чжан Лин во въезде, и она не смогла поехать в КНР, чтобы похоронить свекровь.

В интервью Великой Эпохе Чжан Лин сказала, что её мужу Хуану уже более 70 лет, и в материковом Китае его отправляли в тюрьму уже шесть раз. Она была обеспокоена тем, что он не сможет выдержать дальнее путешествие, и поэтому Чжан решила полететь вместо него. Китайское консульство отказало ей в визе, указав причину «без причины», — сказала Чжан.

Чжан работает в американском университете и является гражданкой США. В китайском консульстве ей сказали: «Теперь вы американка, отказывать в визе является суверенным правом КНР».

Го Хуэй, Великая Эпоха

----------------------------------
Китайський режим
Китайський режим
Читайте спецтему Великой Эпохи о последних судьбоносных событиях в Китае «Китайский режим переживает кризис». Обозреватели Китая отмечают, что разгорячённая борьба за власть, вероятно, приведёт к реформированию политической системы.