ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Как китайский режим пускает пыль в глаза: представление на золотую медаль

Великая Эпоха
Мир не видел подобной параноидальной помпы и церемонии открытия, представленную зрителями в день открытия Олимпийских игр-2008 в Пекине с 1936 года. Проходившая тогда в Берлине Олимпиада дала Гитлер возможность использовать ее в качестве инструмента для пропаганды. В наше время, благодаря современной технике, создать фальшивую видимость благополучия в Китае намного легче.

Танцоры на церемонии открытия Олимпийских игр-2008 г. В Пекине. Фото: Clive Mason/Getty Images
Танцоры на церемонии открытия Олимпийских игр-2008 г. В Пекине. Фото: Clive Mason/Getty Images
Как оказалось, все 29 последовательных фейерверков, прогремевших с юга на север Пекина, были заранее подготовленным видео монтажом, предоставленным телестанциям для "удобства и театрального эффекта", как заявил Ван Вэй, исполнительный вице-президент Bocog.

Затем выяснилось, что малышка Лин Мяокэ на самом деле вовсе не пела "Оду Родине" на церемонии открытия. Ее мгновенная знаменитость развеялась с такой же скоростью, как распространились новости о том, что симпатичное личико девочки объединили с безупречным голосов Ян Пэйи, которой не разрешили появиться на сцене, потому что она не столь "безупречная", как девятилетняя Лин. Музыкальной режиссер церемонии открытия Чэнь Циган сказал в интервью радио Пекина: "Это было сделано потому, что мы должны ставить интересы родины прежде всего".

А вот ощущение торжественности и непосредственности, что иностранным корреспондентам было сложно уловить, - создать трудней. Тактика КПК по созданию благоприятного и незаменимого образа не изменилась на протяжении десятилетий, хотя приход Интернета помог обычным китайским гражданам стать более сметливыми, когда правительство выдает «крысу за утку по-пекински».

Г-н Фань, работавший радиоведущим в Пекине в 1970-1988 гг., вспоминает визит президента США Никсона в Шанхай в начале 1970 гг., когда американские официальные лица впервые посетили Китай после прихода к власти коммунистической партии.

"Вместе с г-ном Никсоном путешествовала группа людей, так называемых экспертов по Китаю", - говорит Фань. - "Чтобы оставить у американцев хорошее впечатление, организовали целую кампанию. Одна моя знакомая, которая жила в районе Хуаньпу, где проходит известная дорога Наньцзин, рассказала мне, что произошло. Представитель районного комитета попросил ее выйти к дороге Наньцзин в такой-то день и такой-то час. Ее попросили одеться в свою самую лучшую одежду и идти вдоль определенной части дороги. Идея была в том, чтобы когда там проезжал Никсон, то он смог увидеть множество хорошо одетых людей, прогуливающихся вдоль дороги Наньцзи, которые выглядели состоятельными.

Магазин, который собирался посетить Никсон, также получил приказы и был полностью подготовлен. Они подготовили целый набор новых ценников для всей продукции магазина. Цены на этих ценниках были гораздо ниже. Чтобы создать у американцев впечатление о том, как в Китае все дешево, продавцов попросили заменить старые ценники на новые, как только прозвучит определенная музыка.
 
Это была очень сложная кампания, в нее были вовлечены тысячи людей и координировали многие ведомства. Однако КПК все с легкостью удалось подстроить. До сих пор КПК хочет, чтобы люди видели только то, что она им хочет показать, и слышали то, что она хочет, чтобы люди услышали. Сущность КПК, жаждущая обмануть и скрыть от народа правду - никогда не изменится. Они [руководство КПК] не хотят, что бы весь мир узнал, как на самом деле бедны большинство китайских людей".

На ум приходит поговорка «все смоется при стирке». Для большинства китайских людей, однако, эта стирка затянулась.

Кати Турку. Великая Эпоха