ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Специалисты об официальных данных роста ВВП Китая: Чиновники повышают цифры, а цифры повышают чиновников

Великая Эпоха
Лишившиеся работы крестьяне в поисках заработка. Город Шеньян провинции Ляонин. 13 марта. Фото: Getty Images
Лишившиеся работы крестьяне в поисках заработка. Город Шеньян провинции Ляонин. 13 марта. Фото: Getty Images
Статистическое бюро КПК 16 апреля опубликовало данные, согласно которым в первом квартале этого года рост экономики составил 6,1%. Хотя этот показатель на 4,5% ниже, чем за аналогичный период прошлого года и является самым низким с 1992 года, когда китайские власти впервые начали публиковать поквартальные данные роста экономики, но в ситуации, когда в Китае повсюду закрываются предприятия, растёт безработица, наблюдается отток иностранных капиталов, значительное падение экспорта, такой большой процент роста вызвал удивление у западных экономистов.

На Азиатско-тихоокеанском форуме «Boao Forum For Asia», который прошел 18 марта, премьер министр КНР Вэнь Цзябао заявил, что меры правительства по стимулированию экономики «уже дают начальный эффект». Однако многие специалисты и СМИ выразили свои сомнения по поводу цифр экономических показателей, предоставляемых китайским правительством. Некоторые прямо спрашивали об этом на пресс-конференциях, организованных КПК, чем очень сильно смущали китайских чиновников. На одной из таких пресс-конференций журналисты прямо спросили, почему по данным КПК ВВП в стране растёт, а энергорасходы, наоборот, снижаются, ведь это не логично. Представитель бюро статистики тогда сильно растерялся и ответил очень невнятно и не убедительно.

Профессор Пенсильванского университета Се Тянь в интервью нашему корреспонденту сказал, что цифры, которые публикует КПК, отражают «прямо идеальную ситуацию». А по поводу слов Вэня насчёт «начального эффекта» Се видит в этом такой смысл: «КПК продолжает удерживать свою незаконную власть и продолжает обманывать международную общественность, и в этом уже виден первоначальный эффект».

Профессор кафедры экономики пекинского института Шан Дэвэнь сказал корреспонденту радио «Голос Америки»: «Этот год для Китая очень чувствительный, поэтому китайские власти не могут говорить ничего плохого, а только хорошее».

После того, как недавно китайское статистическое бюро опубликовало новые цифры роста ВВП, вся государственная пропагандистская машина начала обширно распространять их, подкрепляя хвалебными словами.

Выступая в марте на форуме «Boao Forum For Asia», Вэнь Цзябао также сказал, что после принятых китайским правительством мер по преодолению кризиса экономическая ситуация в стране «даже лучше, чем ожидалось».

16 апреля представитель государственного статистического бюро КНР Ли Сяочао разъяснил, из чего состоит 6,1% роста ВВП: 4,3%  – это спрос на рынке конечного потребления; 2% получены из инвестиций; упадок внешней торговли сократил ВВП на 0,2%.

У многих СМИ уже нет доверия к цифрам, которые предоставляют китайские власти. Газета Аpple назвала эту политику КПК «чиновники поднимают цифры, а цифры поднимают чиновников» имея в виду то, что китайские чиновники умышленно завышают показатели, чтобы ввести в заблуждение мир и свой народ. В свою очередь, высокие показатели выделяют выдающиеся заслуги этих чиновников.

Известный автор статей по экономике Ляо Шимин в интервью нашему корреспонденту также выразил своё недоверие официальным данным о состоянии экономики Китая, которые даёт КПК: «Под властью компартии экономика в стране приняла искажённую форму. При подсчёте ВВП власти учитывают производство и не учитывают потребление, поэтому то, что получается при таких подсчётах, не является реальным показателем роста экономики, включая и эти недавно объявленные 6,1% ».

Газета Ming Pao в своём сообщении от 17 апреля, информировала о том, что на пресс-конференции, проводимой статистическим бюро КНР, было поднято 3 вопроса, на которые представитель бюро не смог ответить. Вопросы были следующие: достиг ли  финансовый кризис в Китае уже своего пика; возрос или снизился рост экономики в 1-м квартале по сравнению с 4-м кварталом прошлого года. Третий вопрос был о том, что, согласно официальным данным, начиная с марта в Китае начало сокращаться потребление электроэнергии, в апреле оно сократилось на 3,57%. Однако при этом, согласно тем же официальным данным, в этот же период производство выросло на 5,1%. Получается противоречие. Представитель бюро статистики Ли Сяочао лишь сказал, что эти противоположные явления трудно объяснить.   

Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OECD), главный офис которой находится в Париже, 6 марта понизила сводный индекс опережающих показателей (CLI) Китая за январь на 2,1 пункта до 87,4 пункта, а за год до 14,8 пунктов. По этим показателям Китай стоит на втором месте снизу после России.

Экономисты считают, что китайские власти прибегают к такой политике завышения реальных показателей для того, чтобы укрепить у людей веру в КПК.

Социолог, специалист по вопросам китайской экономики Чен Сяонун считает, что если смотреть на статистику, которую предоставляет КПК, то невозможно узнать о реальной ситуации в стране. По его мнению, КПК изо всех сил старается контролировать СМИ и общественное мнение, успешно обманывая не только китайский народ, но и весь мир, однако при этом китайская экономика уже находится на грани краха.

«Ещё пять лет назад реальный уровень безработицы в Китае превысил 30%. В каком состоянии может находиться экономика в стране с таким большим уровнем безработицы? Это и есть основная причина, по которой компартия усиленно контролирует СМИ и наращивает свою пропаганду, создавая нужное для себя общественное мнение. И весь мир верит ей», –  сказал Чен.

Он также добавил, что «китайские власти прекрасно понимают, что крестьяне скоро уже совсем не смогут выживать, а ещё больше усилившаяся безработица также усилит и проявление недовольства, которое может обернуться на правящий режим. И именно этого больше всего КПК и беспокоит».