ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Налоги стали тяжёлым бременем для китайского народа

Великая Эпоха
Хэ Цинлянь. Фото с epochtimes. com
Хэ Цинлянь. Фото с epochtimes. com
Институт финансов и торговли  Китайской академии социальных наук недавно опубликовал "Отчет фискальной политики Китая за 2009-2010 гг.". Этот доклад показывает, что в 2009 году доходы от налогообложения составили 32,2 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) Китая.
 
При этом текущий доход на душу населения в Китае может быть определен как доход в интервале от низкого до среднего уровня.  
Согласно стандарту Всемирного банка, разумное налоговое  бремя для этой категории стран   должно составлять примерно 20 процентов, однако Китай превысил планку в 30 процентов, что даже выше, чем в странах с высоким уровнем доходов. В результате Китай занимает второе место в "Индексе налогового бремени 2009" от Forbes Global.
 
Действительно, тяжелое налоговое бремя является причиной бедственного положения большой части китайцев, которое нивелируется огромными доходами правительства. За последние несколько десятилетий для компенсации увеличивающихся расходов  власти всех уровней недобросовестно обирали население, называя это "введением новой налоговой базы". Объектами для грабежа стали наиболее важные для жизни людей ресурсы, такие, как крестьянские сельскохозяйственные земли и дома городских жителей. Чрезмерная зависимость местных финансовых систем от доходов с земли и недвижимости стала причиной того, что 80 млн. крестьян были лишены собственной земли, а примерно 4 млн. городских жителей были выселены из своих домов.

Даже при таком увеличении доходов большинство органов местного самоуправления по-прежнему имеют огромные долги. По данным Национальной комиссии развития и реформ, задолженность только местных органов власти достигла 7,38 трлн. юаней (около $ 1,10 трлн.). Некоторые аналитики считают, что такая ситуация несет в себе огромный риск, другими словами, вероятный "финансовый кризис". Проще говоря, в настоящее время Китай имеет слишком много правительственных чиновников, чтобы их содержать, слишком много бедных людей, чтобы их прокормить, и слишком большую коррупцию, чтобы ее удовлетворить.
 
Финансовый кризис, несомненно, приведет к большому хаосу и социальным беспорядкам, чему существует множество примеров как внутри, так и за пределами Китая.

Историки считают, что династия Мин (1368-1644) распалась при правлении императора Ваньли с 1572 по 1620 гг. Он ввел непомерные налоги и сборы, в итоге потеряв поддержку народа и породив многочисленные социальные конфликты, которые стали первопричиной падения династии. Император Ваньли транжирил огромные суммы денег, плохо управляя их потоками. На раннем этапе своего правления он обладал богатой государственной казной. Однако из-за больших военных расходов и огромных затрат на поддержку имперского клана, он постоянно увеличивал налоги, наводнив страну сборщиками налогов. Они посылали разбойников грабить имущество семей среднего класса, вызвав ожесточенное сопротивление народа и волну социальных проблем. В конце концов, внутренние и внешние проблемы в сочетании с огромными военными расходами привели к неразрешимому финансовому кризису, истощив казну и вызвав падение династии Мин.

Падение Римской империи было также связано с финансовым кризисом. Со времени правления Августа Рим приступил к масштабному обновлению города. Величественные проекты — дворцы, триумфальные арки, Колизей, общественные бани и Пантеон - строились один за другим. Расточительность и распущенность Нерона (36-68гг. н.э.) были просто беспрецедентными. Роскошная жизнь правящего класса и огромные военные расходы истощили финансы империи. Хотя среди всех факторов, которые привели к краху Римской империи, значились и политические разногласия, и частые гражданские войны, и классовые конфликты, и этническая напряженность, высокие налоги и ухудшение финансового положения сыграли,  несомненно, важную роль.

Для китайского народа бремя общих налогов уже стало невыносимым, к тому же резко возросли военные расходы, расходы на поддержание "стабильности" и устранение последствий стихийных бедствий и экологических катастроф. С точки зрения масштабов, разграбление среднего класса во время династии Мин в основном было ориентировано на ценности и активы, но сейчас целью поборов являются дома и земли, необходимые людям для выживания.
 
В то время, когда я писала эту небольшую статью, местное правительство предписало жителям поселка Чэньчжуан округа Лицинь провинции Шаньдун в течение двух месяцев переехать в другое место, без предоставления жилья или временного размещения. В качестве компенсации жители получили только 20 000-80 000 юаней ($2990-$11950), которых недостаточно для постройки новых домов, поэтому люди вынуждены жить в лачугах.

В эпоху холодного оружия, во времена правления династии Мин, люди могли избить сборщика налогов. Сейчас, кроме массовых демонстраций, отчаявшиеся люди выражают свой протест путем самосожжения. Случаи социального сопротивления, увеличившиеся с 80 000 в 2005 году до 124 000 в 2008 году, показывают, что конфликт между правительством и народом обострился до бескомпромиссного состояния. Если бы власти не обладали такой мощной системой подавления, то народное сопротивление могло бы стать во много раз более ожесточенным, чем во времена династии Мин.
 
Правящий класс Китая должен хорошо подумать о том, что вода может не только держать лодку на плаву, но и опрокинуть ее. Сколько терпимости должно быть у китайского народа для поддержания этой гигантской лодки со столь избыточным весом? В любом случае, 124 000 акций массового протеста можно считать прелюдией к ее потоплению.

Хэ Цинлянь — китайский писатель и экономист, автор многих статей и нескольких книг об обществе и экономике Китая. Наиболее известная её книга «Подводные камни модернизации» была продана тиражом в 100 тысяч копий. Хэ Цинлянь знаменита своими критическими взглядами на рост экономики Китая.