В среду сенаторы одобрили изменения в французском законе об изнасиловании, включив в него понятие «согласие», что привело законодательство в большее соответствие с законодательством более десятка других европейских стран. Новый импульс этому процессу придало судебное разбирательство по делу о массовом изнасиловании Жизель Пелико, пишет Reuters.
До сих пор французское уголовное право определяло изнасилование как акт проникновения или оральный секс, совершенный в отношении кого-либо с применением «насилия, принуждения, угрозы или неожиданности». В нем не было четкого упоминания о необходимости согласия, и прокуроры должны были доказать намерение обвиняемого изнасиловать, чтобы добиться обвинительного приговора.
В декабре прошлого года муж Жизель Пелико признался в суде на юге Франции, что он неоднократно накачивал свою жену наркотиками и нанимал через Интернет десятки мужчин, чтобы они насиловали ее, пока она была без сознания.
По крайней мере 35 соучастников Доминика Пелико отрицали обвинения в изнасиловании, утверждая в суде, что они участвовали в сексуальной игре или что Жизель Пелико притворялась спящей. Все они были признаны виновными.
Новый закон (который должен подписать президент Эммануэль Макрон, прежде чем он вступит в силу) гласит, что согласие должно быть «свободно данным и осознанным... и может быть отозвано». Согласие должно оцениваться «с учетом окружающих обстоятельств» и «не может предполагаться на основании простого молчания или отсутствия сопротивления со стороны жертвы», говорится в новом законе.
Обновленное определение должно помочь обеспечить вынесение обвинительных приговоров, заявила Reuters Кэтрин Ле Магересс, юридический эксперт и сторонница нового закона.
«(Раньше) если мы могли доказать, что в деле не было согласия, но нападавший не применял насилие, принуждение, угрозы или не заставал жертву врасплох, то этот человек не мог быть признан виновным», — сказала она.
Франция присоединяется к Швеции, Германии, Испании, Великобритании и ряду других европейских стран, где уже существует закон об изнасиловании, основанный на согласии. Рост феминистского движения #MeToo с 2017 года побудил некоторые юрисдикции к реформе законодательства.
Это изменение долгое время обсуждалось во Франции. Некоторые активисты за права женщин предупреждали, что акцент на согласии может привести к чрезмерному вниманию к поведению и словам жертвы, а не к поведению и словам насильника. Они утверждают, что человек может сказать «да», не желая этого.
В совместном заявлении законодатели Мари-Шарлотта Гарен из партии «Зеленые» и центристка Вероник Риоттон, которые отстаивали законопроект, приветствовали «историческую победу», но заявили, что борьба с сексуальным насилием еще не закончена.
«Необходимо укрепить ресурсы судебной системы, организаций поддержки и правоохранительных органов; улучшить поддержку жертв; эффективно внедрять половое воспитание», — заявили они.