ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Киотский протокол – афера рубежа тысячелетий? (Часть 3)

Великая Эпоха

Управление климатом, его прошлое и будущее


Изучение солнечной активности, климата и тектонической активности Земли показало, что эти процессы изменяются синхронно (одновременно), как будто ими управляют из одного центра. В упомянутой ситуации у исследователей возникает естественный соблазн приписать дирижёрские функции собственной отрасли знаний: солнечным, атмосферным, тектоническим процессам или воздействиям электромагнитных, магнитных и гравитационных полей. Но в конкурсе за место дирижёра выигрывает Солнечная система в целом. В этой проблеме, как выяснилось, неплохо разбирался Козьма Прутков.

Колебания солнечной активности, циклы Вольфа и Хейла


Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
Козьма Прутков.

При движении планет вокруг Солнца и взаимодействии их гравитационных полей возникaют синхронные колебания солнечных и планетарных процессов. Периоды колебаний зависят от времён обращения планет и Солнца вокруг центра тяжести Солнечной системы (барицента), а их амплитуды (размах колебаний) зависят от масс планет и их расстояний до Солнца. Внутренние процессы небесных тел также изменяют размах колебаний (Берри, 2006 а, Berry, 2006).

Колебания солнечной активности вызывают, во-первых, тяжелые планеты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). При движении по орбитам они перемещают барицентр относительно центра тяжести Солнца (Хлыстов и др., 1992; Freeman, Hasling, 2004). Это перемещение изменяет скорости орбитальных движений Солнца и планет и воздействует на их внутренние процессы. Во-вторых, на Солнце значительно влияют приливные силы Юпитера, Венеры, Меркурия и Земли. Эти силы растягивают Солнце и уменьшают скорость его вращения вокруг оси. Подобным образом фигурист уменьшает скорость своего вращения, расставляя руки в стороны. Периодические изменения формы и скорости движения Солнца приводят к колебаниям солнечной активности (Берри, 2006 а, Berry, 2006).

Наибольшие перемещения барицентра и приливные силы возникают тогда, когда планеты выстраиваются в линию по одну сторону от Солнца. Например, Юпитер, Сатурн, Нептун и Меркурий оказываются на одной линии каждые 178,7 года. Это один из главных циклов Солнечной системы. Имеются и другие более короткие и более длинные циклы (Берри, 1991, 1993), о которых будет сказано ниже.

За повышениями и понижениями солнечной активности (СА) наблюдают с 1700 г. Aктивныe области - это участки более глубокого и более холодного слоя Солнца. Они видны благодаря сильным магнитным полям, внутрь которых не могут проникнуть более горячие и яркие слои солнечной поверхности. На ярком фоне поверхности они выглядят, как тёмные пятна (Рис. 1). Активные области формируют потоки намагниченной плазмы и элементарных частиц, а также ультрафиолетовое излучение, которые воздействуют на магнитное поле Земли, её атмосферу и поверхность.

Рис. 1. Tёмные пятнa активных областей Солнца. Деления по контуру рисунка отстоят друг от друга на 1000 км. Снимок Шведской Солнечной обсерватории, расположенной на острове Ла Палма вблизи африканского побережья. Фото: nasa.gov
Рис. 1. Tёмные пятнa активных областей Солнца. Деления по контуру рисунка отстоят друг от друга на 1000 км. Снимок Шведской Солнечной обсерватории, расположенной на острове Ла Палма вблизи африканского побережья. Фото: nasa.gov

СА характеризуется индексами, при вычислении которых учитывают количество и размеры площадей тёмных пятен. Используют разные индексы СА. Наиболее известными являются числа Вольфа и их 11-летние циклы (Рис. 2). Эти индексы не учитывают направления магнитных полей. В 20-м (чётном) солнечном цикле Вольфа, который начался в октябре 1964 г, как и в других чётных циклах Вольфа, пятна в северном полушарии Солнца имеют отрицательную южную полярность магнитных полей. По этой причине на графике рис. 3 чётные циклы Вольфа имеют отрицательные значения индексов и являются отрицательными полупериодами 22-летних циклов Хейла.

Рис. 2. Среднемесячные данные чисел Вольфа для 11-летних циклов №20, 21, 22. Фото: john-daly.com
Рис. 2. Среднемесячные данные чисел Вольфа для 11-летних циклов №20, 21, 22. Фото: john-daly.com

Следующий цикл Вольфа №21 (нечётный) характеризуется, как и все нечётные циклы Вольфа, положительными магнитными полями и положительными индексами Хейла. Учет направлений магнитных полей солнечных пятен преобразует 11-летние циклы Вольфа (рис. 2) в 22-летние циклы Хейла (рис. 3).

Солнечное (внешнее) управление климатом Земли


Солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь!
Козьма Прутков.

Модель солнечной активности (МСА) циклов Хейла, включающая в себя колебания с периодами в 22 и 17,9 года, была выделена из ряда наблюдений (рис. 3) за солнечной активностью (СА) в 1700-2000 гг. (Берри, 2006 а).

Климатическая модель (рис. 3) температур северного полушария (МТСП), полученная из 300-летнего ряда прироста древесных колец, состоит из 12 колебаний с периодами от 7 до 230 лет, включая солнечные периоды в 22 года и 18 лет (Берри, 2006 а, 2007 б).

Самое удивительное то, что почти все мaксимумы циклов Хейла совпадают с потеплениями, а минимумы - с похолоданиями. Фазы колебания этих процессов хорошо синхронизированы, хотя их амплитуды сильно отличаются (рис. 3). Эта картина резко противоречит теории климатологов. Они отрицают роль Солнца в формировании климатических изменений и существование стабильных колебаний климата. Тем не менее, раскалённая плазма солнечного ветра, магнитная полярность которой изменяется каждые 11 лет, обтекает Землю и взаимодействует с земной магнитосферой. Поверхность Земли и воздух нагреваются то сильнее, то слабее в зависимости от знака магнитной полярности активных областей Солнца (Берри, 1993).

Рис. 3. Модели солнечной активности (МСА) циклов Хейла и температур северного полушария (МТСП) Земли в отклонениях от средней температуры воздуха за период 1951-1975 гг. СА - среднегодовые данные наблюдений за СА. Фото: Berry, 2006
Рис. 3. Модели солнечной активности (МСА) циклов Хейла и температур северного полушария (МТСП) Земли в отклонениях от средней температуры воздуха за период 1951-1975 гг. СА - среднегодовые данные наблюдений за СА. Фото: Berry, 2006

Внутренние процессы Земли, управляющие климатом


Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? – ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц – ночью.
Козьма Прутков.

Лунно-солнечные приливные силы растягивают земной шар (атмосферу, гидросферу и литосферу). Эти силы являются одной из основных причин синхронных колебаний климата, активности землетрясений и вулканов (http://hpiers.obspm.fr/eop-pc/). При расположении Луны на линии Солнце – Земля их приливные силы в центре Земли не равны нулю. Поэтому происходит перемещение твёрдого ядра Земли внутри его жидкой оболочки. Эти смещения внутреннего ядра относительно геометрического центра жидкого ядра и растяжение Земли по линии Солнце-Луна перемещают ось вращения Земли, увеличивают момент её инерции и уменьшают скорость её вращения (Авсюк, 1996).

Уменьшение скоростей и направлений вращения Земли (земная ось движется подобно оси детского волчка) приводит к синхронным изменениям течений океанов, жидких внутренних слоёв Земли и циркуляций атмосферы. В твёрдых породах земной коры при этом изменяются напряжения и деформации, активизируются землетрясения и вулканы (Берри, 1991, 1993, 2006 в), а в атмосфере наблюдается увеличение перемещений воздуха вдоль меридианов, что приводит к понижению температур (Сидоренков, 2002). Таково происхождение одновременных похолоданий и повышений тектонической активности (Рис. 4).

Рис. 4. Модели индексов глобальной сейсмичности (МГС) и температур северного полушария (МТСП) в отклонениях от средней температуры за период 1951-1975 гг. Фото: Berry
Рис. 4. Модели индексов глобальной сейсмичности (МГС) и температур северного полушария (МТСП) в отклонениях от средней температуры за период 1951-1975 гг. Фото: Berry

Увеличение скоростей вращения при сближении центров твёрдого и жидкого ядер Земли, соответственно, уменьшает сейсмическую активность, меридиональную циркуляцию атмосферы и увеличивает температуры воздуха (Рис. 4).

Борис Берри. Специально для Великой Эпохи