ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Жадность — главная причина глобального экономического кризиса

Великая Эпоха
Мы уже знаем, как ведут себя падшие люди и как контролировать результаты такого поведения. Может быть, будет полезным поделиться некоторыми мыслями об экономике и жадности. Экономика включает в себя специальную установившуюся систему человеческих отношений в сфере купли и продажи, в сфере коммерческого обмена. Жадность — это желание получить как можно больше прибыли от сделки без учёта того, как это повлияет на других — потеряют они или приобретут. Жадный не думает о пользе или вреде для других.

Не 'золотые времена' в культуре жадности. Фото: Michaela Weber/Pixelio
Не 'золотые времена' в культуре жадности. Фото: Michaela Weber/Pixelio
Жадность свойственна отношениям в сфере коммерческого обмена. Можно сказать, что каждый иногда соблазняется возможностью получения личных выгод, а многие люди постоянно побуждаемы этим. Это жизненный факт. Жадность пытаются регулировать с помощью принятых правил: заключения сделок, взвешивания и измерения, печатания денег т.п., но есть много нелегальных способов увеличить свою прибыль за чужой счёт. Но жадность легальна, как легальны и те, кто стремятся к обогащению.

Финансовые сделки становятся всё сложнее и абстрактнее, они провоцируют жадность. Люди, для которых самое главное в жизни — разбогатеть, идут на специальные курсы, где их учат, как стать богатым. Наиболее честолюбивые добиваются успеха и попадают в фирмы, которые называют яслями миллионеров, чья главная цель — делать деньги без оглядки на социальные издержки.

Они работают в окружении, в котором жадность признаётся и поощряется. Если они преуспевают, их ждут высокие оклады и премии, потом они могут стать совладельцами фирм, членами правления или советниками, а также преподавателями в бизнес-школах.

Для преуспевания своих фирм они делают все, чтобы распространить эту «науку жадности». Они сосредоточиваются не на том, чтобы способствовать развитию общества или оправдать доверие клиентов, рабочих и служащих, но на непрестанной погоне за собственной выгодой и прибылью. А люди доверяют им свои деньги, надеясь получить хороший доход от своих вложений.

«Наука жадности» формирует понятия и догмы, которые считаются научными. Теории, поощряющие жадность, пропагандируются и считаются истинными. Они распространяются в обществе журналистами, канонизируются в экономических учебных заведениях и становятся заимствованной мудростью бюрократов. Можно видеть их влияние на принятие обществом явно сумасшедших теорий эффективного рынка и преимуществ расширяющейся приватизации предприятий и служб. Эти теории уже стали ортодоксальными и очень помогли частным собственникам увеличить их капитал за общественный счёт.

Жадность, подорвавшая доверие, необходимое для нормального функционирования экономики, привела к глобальному экономическому кризису. Появилось множество способов ухода от платежей. С этим ещё можно что-то сделать, но оголтелая погоня за прибылями не прекращается. Люди больше не доверяют ни рыночной торговле, потому что она в руках мошенников, ни государственной, из-за её ограничений.

Вопрос о корпоративных окладах очень важен. Оклад — показатель ценности работника, его квалификации. Только те, кто полностью погряз в жадности, верят, что их фирмы привлекут хороших работников, если пообещают зарплату в несколько миллионов долларов в год плюс премиальные; и только те, кто погряз в алчности, могут принять такое унизительное приглашение.

Таким образом, чтобы возродить веру, находящуюся в сердце экономики, правительства должны регулировать оклады, по крайней мере, в компаниях, имеющих надежную общественную гарантию, так как они слишком большие, чтобы позволить им обанкротиться. Цель такого регулирования — напоминать правительству о его обязанности сделать так, чтобы рынок служил обществу.

Автор статьи Эндрю Гамильтон — редактор-консультант Eureka Street (eurekastreet.com.au).