ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Роль Германии в кризисе ЕС

Великая Эпоха

Немецкий канцлер Ангела Меркель покидает саммит стран ЕС 30 января 2012 года. Фото: GEORGES GOBET/AFP/Getty Images
Немецкий канцлер Ангела Меркель покидает саммит стран ЕС 30 января 2012 года. Фото: GEORGES GOBET/AFP/Getty Images
Германия в той или иной степени приложила руку к будоражащему Европу и угрожающему остальному миру долговому кризису. Теперь ведущей экономике Европейского союза (ЕС) необходимо принимать отчасти жёсткие решения, чтобы предотвратить усугубление кризиса и уберечь свою экономику от
цепной реакции.


Имея статус крупного экспортёра, товары которого в основном поставляются в страны ЕС, Германия заинтересована в сохранении спроса на свою продукцию в условиях кризиса. Это могло бы уменьшить цепную реакцию от мер жёсткой экономии, внедряющихся в европейских странах.

На протяжении многих лет Берлин использовал институты ЕС для наращивания своего экспорта, который составляет около 40% внутреннего валового продукта. Создавая еврозону, немцы давали возможность другим членам валютного союза брать кредиты по ставкам, неприемлем для экономик заёмщиков, в том числе и в Южной Европе, говорится в анализе международного аналитического центра Stratfor. К тому же, как указывает
анализ, степень опасности, до которой Германия довела такую кредитную политику, до конца недооценена.

«Настоящие меры жёсткой экономии внутри Европейского союза могли бы стать губительными для экономики Германии, так как снижение потребления нанесло бы вред немецкому экспорту. Без этого экспорта Германия погрузилась бы в депрессию», — говорится в анализе.

В настоящее время Германия ломает голову над тем, как заставить Афины внедрить болезненно воспринимаемые греками меры жёсткой экономии, в частности сокращения зарплат в государственном секторе и повышения налогов, чтобы предотвратить дефолт. Берлин на прошлой неделе предложил назначить Европейскую комиссию надзирателем в этом процессе, что Греция сразу же отвергла, считая такой план посягательством на её суверенитет.

«Германия определённо была замешана в выдаче кредитов, которые привели Грецию к затруднительному положению, — говорится в анализе Stratfor. — Не исключено, что греки утаили всю правду о своей экономике от кредиторов, но даже если это и так, просьба немцев о прекращении права Греции на самоопределение является очень поразительным».

В свою очередь, Греция обещает, что в ближайшее время договорится со своими кредиторами о реструктуризации долгов. ЕС также приостановил рассмотрение вопроса о выделении Афинам второго транша финансовой помощи.

Новый механизм спасения

Вначале этой недели лидеры стран ЕС договорились подписать соглашение о Европейском стабилизационном фонде (ЕСФ), бюджет которого будет составлять €500 млрд. Этот механизм направлен на усиление бюджетной дисциплины, которая предусматривает фиксированный лимит заимствования в размере 3%, наличие сбалансированного бюджета, меры исправления отклонений и полномочия Европейского суда по урегулированию нарушений.

Британия и Чехия выступили против. Ожидается, что 25 стран ЕС подпишут договор на следующем саммите в марте этого года.

Новая стратегия ЕС, озвученная многими на саммите, не сильно акцентирует на внедрении мер жёсткой экономии, а вместо этого фокусируется на росте и создании рабочих мест.

Между тем, меры, которые предусматривает механизм ЕСФ, не новы. В 1997 году, когда велись разговоры о создании еврозоны, 27 стран ЕС приняли соглашение о стабильности и росте, что предусматривало лимит заимствования в размере 3%. В то время Германия настояла на принятии этого пакта.

Впоследствии, Германия и Италия оказались первыми странами, нарушившими установленный лимит. За ними последовала Франция. Испания придерживалась лимита до того, как нагрянул финансовый кризис в 2008 году. Греция никогда не придерживалась этого предела, манипулируя своей статистикой заимствования, которая раскрылась два года назад.

Принятый в настоящее время стабилизационный механизм рассматривается как политическая стратегия немецкого канцлера Ангелы Меркель, направленная на успокоение немецкого электората, который недоволен растратой денег на спасение погрязших в долгах европейских стран, таких как Италия и Греция.

Проблема Греции

В условиях международного давления и внутреннего общественного недовольства у Афин существует несколько вариантов: либо страна соглашается погасить все свои долги на оговорённых условиях, либо она объявляет себя банкротом.

В обоих случаях Греция может оказаться в изоляции от финансовых рынков или присутствовать на них, но на более жёстких условиях.

«Как показывает опыт многих корпораций, заимствование становится более привлекательным после дефолта, поскольку он расчищает дорогу к новому долгу. Пока неизвестно, выдаст ли кто-нибудь кредит Греции после банкротства», — говорится в анализе Stratfor.

Греция в действительности уже несколько раз становилась неплатёжеспособной, и ей всё же удавалось восстановить доступ к финансам международных институтов, уточняет анализ.