ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Вена: modus vivendi

Великая Эпоха

Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Фото: Ирина Рудская/The Epoch Times
Кафе, кофе, Моцарт… словом, Вена

Эх, махнуть бы сейчас в Вену!.. Ну, хотя бы на денек. Пройтись по элегантному Грабену с его эксклюзивными магазинами, изысканными кафе, с его бесконечным людским потоком. Этот проспект и в старые времена был многолюдным – сценой для театральных представлений, торжественных церемоний, рыцарских турниров, был огромной рыночной площадью. А сейчас – так и подавно. Народу здесь всегда хватало.

Конечно, если у вас много евро, можно потешить себя покупками, как это делают австрийцы – любители всяких сувениров и безделушек. Но зачем вам дома лишние вещи? Это всегда хлопотно, они обременяют, заставляя заботиться о них. Лучше найдите хорошую кофейню. Почувствуйте себя венцем! Закажите кофе «Мария Терезия», «Паризьер» или «Блондль»… Пусть вы потратите 10-15 евро, но удовольствия…

Мы попросили официанта принести традиционный венский меланж (кофе, молоко, взбитые сливки и хлопья шоколада) и, конечно, «Моцарт» (кофе, ликер «Моцарт», измельченный миндальный орех). Говорю «конечно» потому, что это было в кафе «Моцарт», на Альбертинаплац, в Ховбурге – Императорском дворце. Вообще, в Вене не меньше тысячи кофеен, и в них готовят 50 видов кофе. Если остаться на пару недель в австрийской столице, то можно все перепробовать.

Modus Vivendi – стиль жизни

Да, Вена… Это кафе, кофе, Моцарт и Штраус. Это шум переполненных улиц, просторный зеленый Городской парк, где Король Вальса представлял свой «Голубой Дунай», по сути, гимн имперской столицы. Вена – это театры, музеи и выставочные залы, шикарный бомонд, фонтаны и скульптуры, дворцы и монастыри… Но все-таки, Вена – это, прежде всего, кофейни, в которых венцы проводят оч-чень много времени. Такая привычка здесь укоренилась со столь давних времен, что это уже стало религией Вены.

Австрийский писатель Петер Альтенберг, типичный представитель венской литературной богемы начала прошлого века, проведший полжизни в гостиницах, полжизни – в кафе, иронизировал: «Если вы ненавидите людей, но без них не можете, идите в кафе. Если вы промочили ноги – только туда! Если вы решили покончить с жизнью, я вам подскажу, в каком кафе это надо делать». Венцы смеются: да, не дома и не на улице. Modus Vivendi в переводе с латыни – стиль жизни.

Кафе – это не только место встреч поэтов и политиков – сюда приходят все. Укрывшись от городского шума за окнами кофейни, можно наслаждаться одиночеством, можно придти с друзьями и поговорить о жизни и живописи, об автомобилях или аутотренингах.

Здесь, в кафе «Централь», основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд обдумывал свою теорию, которая до сих пор остается предметом дискуссий. Это Фрейду принадлежат строки: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит». Очень актуальные слова для нашего общества.

Юный художник австриец Шикльгрубер нередко заглядывал в кафе «Централь», когда приехал поступать в Венскую академию изобразительных искусств. Любил посидеть за чашечкой кофе, поразмыслить о будущем человечества. Позже о нем узнает весь мир, узнает и содрогнется. Да-да, речь идет об Адольфе Гитлере.

Бертольд Брехт, Карл Круус, Эгон Ирвин Киш наведывались сюда с друзьями.
Поэты, писатели, художники, композиторы искали в кофейнях вдохновение, некоторые предпочитали «Империал» на знаменитой Кертнерштрассе. Здесь встречались со своими приятелями Рихард Вагнер и Густав Малер. А вот Моцарт и Бетховен предпочитали музицировать в кафе «Фрауенхубер».

Нам же, уставшим от впечатлений путешественникам, можно отвести душу на мягком диване в прокуренном богемном кафе «Hawelka» (Dorotheergasse, 6). А потом сесть в карету, запряженную парой белых лошадей, и прокатиться по улицам и площадям старого города – по фешенебельному проспекту Грабен, улице Кольмаркт, мимо собора Св. Стефана, Национального театра (Burgtheater), к монументу эрцгерцогу Альберту и фонтану Дунай. Только так можно прочувствовать блеск имперской столицы, ее величие и красоту.
Ах, Вена! Сколько талантливых людей отдали тебе свою любовь!