ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Номады в пустыне Гоби

Великая Эпоха
Поездка по монгольской пустыне Гоби кажется путешествием в древний мир. Ритм жизни здесь определяется поиском пастбищ, кормов и воды. И, конечно, равномерными упругими шагами верблюдов, которые караваном пересекают широкие и  высоко выступающие песочные дюны. Бимба, хозяин каравана,  знает пустыню, как свой собственный карман и может  точно определить, где можно найти корм и воду. После отдыха он кричит: «В путь!», но нагруженные верблюды по-видимому желают отдельного приглашения. Короткое "Хог, хог!" приводит их в движение. Не  удивительно, что им  не очень  нравится   раскаленная каменистая дорога!

Сегодня особенный день - у младшего внучка  день рождения.  Бимба сообщает свою  радость  во время разбивки палаток поблизости от его юрты. Подходящий случай, чтобы продемонстрировать его монгольское гостеприимство. Мы осторожно входим в неожиданно для нас просторное жилище ( случайное касание дверного порога, по местным убеждениям, принесет несчастье всей семье). Хозяин Бимба  в праздничной одежде номадов Гоби приветствует гостей, так положено по обычаю, праздничной речью, по окончанию которой происходит обмен любезностями и подарками  в знак взаимной симпатии.

В центре юрты на буржуйке уже готовятся замечательные монгольские лакомства, в первую очередь пряные мясные пельмени, на десерт предлагаются молочные конфеты в таком ассортименте, что можно  запутаться. Этому способствует, конечно, забродивший кумыс, который  разливается из кувшина по кругу всем гостям. Хозяева расслабились, одна песня звучит за другой. Сначала поют женщины: «Где был ты любимый, когда мы договорились о встрече у стада?», мужчины отвечают всеми возможными объяснениями: «Потому что долина была затоплена, и верблюд запутался в кустарнике...» Так перечисляются все неожиданности, которые приносит людям суровая природа.

На следующее утро погода переменилась. Холодный ветер дует навстречу маленькому каравану, на далеких вершинах гор  выпал снег. Несмотря на неожиданные природные сюрпризы,  пение продолжается и приносит жизнь в замерзшие лица. В песнях говорится о красоте Монголии и суровых  буднях номадов в пустыне Гоби. После нашего совместного обеда караван поднимается на «поющую» песчаную дюну, где соскальзывающий кварцевый песок вызывает потрескивающие звуки. Верблюды и их спутники становятся все меньше, и потом совсем исчезают за гребнем дюн. А мы на  джипе начинаем  путь назад в столицу.  Улан-Батор - большой город,  с насыщенным   автомобильным  движением и  многоэтажными  постройками, что создает резкий  контраст с еще  существующим   монгольским   прошлым.

Не все туристические маршруты запоминаются одинаково, в душе  остаются лишь места, которые оставили  благодатные впечатления и сильные личные переживания.

#img_gallery#

Бернд Крегель. Специально для Великой Эпохи