ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Древний сын Вьетнама

Великая Эпоха
В долине, утопающей в зелени, в центральной части Вьетнама, под ослепительным сиянием горы Кошачьего Зуба, находится одна из самых ценных археологических раскопок древнего королевства Чампа.

Вьетнамские храмы «Мой сын» занесены ЮНЕСКО в реестр всемирного наследия. Фото: Matthew MacDermott
Вьетнамские храмы «Мой сын» занесены ЮНЕСКО в реестр всемирного наследия. Фото: Matthew MacDermott
Королевство - непритязательное, жизнерадостное, богатое историей и красотой, королевство, которое могло бы представить весь Вьетнам. В действительности же, осыпающиеся храмы «Мой сын» -это только частица калейдоскопа изысканного мастерства Вьетнама.

Однако пройтись через уединенное святилище «Моего сына», где древние монументы все еще величаво стоят среди удушающей тропической растительности, успешно миновав прозрачные бегущие ручьи и сильные ароматы окружающих плантаций кофе, - это настоящее испытание на сенсорную выносливость, которое должен выдержать каждый приезжающий во Вьетнам. 

«Мой сын» нельзя назвать одним из самых хорошо известных в стране достопримечательностей, но можно назвать одним из самых стоящих. Он воссоздает определенную атмосферу, сохранив не только тропическую влажность, но и дух древности, и архитектуру индийского индуизма в типичной юго-восточной азиатской местности.

«Мой сын» - один из самых маленьких представителей большой группы древних величественных городов, находившихся под индийским влиянием цивилизаций Юго-Восточной Азии, возглавляемых развалившимся Ангкор Ват в соседней Камбодже.

Он не привлекает толпы туристов, не часто упоминается в печати, но все же стоит поехать туда пораньше, чтобы насладиться уединением. Мы договорились с водителем, что он подберет нас на рассвете в отеле Хой Эн, и были возле «Моего сына» с маленькой группой других туристов как раз в тот момент, когда первые лучи солнца осветили долину.

Так как это место занесено ЮНЕСКО в реестр всемирного наследия, то существуют правила, которым нужно следовать, и необходимо получить разрешение для перемещений мини-автобуса к точкам следования, откуда вы пешком подходите к храмам. Возможны экскурсии с гидами, хотя достаточно легко передвигаться и самому: археологи разделили храмы на 10 основных групп в алфавитном порядке.

Считается, что крепости храмов «Моего сына» относятся к позднему 4-му веку. Они являлись частью самого значительного интеллектуального, религиозного и политического центра королевства Чампа, который до 13 века управлял тем, что сейчас является современным Вьетнамом.

Жители Чампа были по призванию мастерами искусства создания сооружений из камня, и «Мой сын» - самый великий сохранившийся пример их творчества. Превосходная техника строительства была основана на плотной кладке гладких кирпичей, без какого-либо защитного раствора. Эти сооружения сохранились влоть до нынешнего времени. 

Считается, что крепости храмов «Моего сына» относятся к позднему 4-му веку. Фото: Matthew MacDermott
Считается, что крепости храмов «Моего сына» относятся к позднему 4-му веку. Фото: Matthew MacDermott
Оставшиеся храмы являются живым свидетельством уникального культурного обмена архитектуры и искусства индуизма в Юго-Восточной Азии, с их сооружениями из красного кирпича, все еще мужественно противостоящими уничтожающему воздействию тропического климата. Многие кирпичи украшены прекрасной резьбой, изображающей различные сцены, от божеств и жрецов до танцев, урожаев, животных и жертвоприношений.

Хотя многое из того, что когда-то было городом, теперь лежит в руинах, «Мой сын» все еще  проедставляет собой воплощение давно исчезнувшей цивилизации, в которую вы можете перенестись сами, войдя в эти храмы, в которых свечи озаряют темноту и историю. Войдя внутрь, можно ощутить другое время, когда храмы использовались для церемоний, богослужений и даже захоронений.

 «Мой сын» дарует не только чарующее проникновение в древнюю культуру, но также демонстрирует сильное воздействие времени и растительности, которые останавливаются перед нерукотворным творениями, созданными с таким мастерством много столетий назад.

Все повреждения «Моего сына» не были естественными, поскольку это место подверглось сильной бомбежке американцев во время Вьетнамской войны. К счастью, археологи предупредили президента Никсона о повреждениях, нанесенных древним храмам, и он своевременно приказал самолетам-бомбардировщикам, по возможности, огибать храмы, , пока продолжались атаки на близлежащие пункты.

Прогуливаясь по древней долине святилища «Мой сын», шагая через руины, минуя растения и их корни по пути, трудно представить себе какие-то разрушения этой созданной человеком и природой красоты в таком тихом и спокойном окружении.

Мэтью Макдермот. Специально для Великой Эпохи