Наблюдения показывают, что поверхность Земли становится более яркой

фото: Getty Images
Исследователи сообщают, что отмечается тенденция прямо противоположная наблюдаемому десятилетиями потемнению, Земля становится все более яркой в последний 15 лет.

Эти исследователи объясняют, что, по неизвестным причинам, количество солнечного света, достигающего поверхности нашей планеты, уменьшилось на 10% с 1950 по 1990 годы, то есть по 2 -3 % за десятилетие. Теперь все наоборот.

«Потемнение прекратилось», - утверждает д-р Мартин Вилд, климатолог из Швейцарского института в Цюрихе. Этот основной автор трех работ по анализу солнечной освещенности с 1990 годов, опубликованных в мае в журнале «Наука», говорит: «Похоже, этот феномен приобрёл противоположное значение.»

В некоторых регионах освещённость стала большей, чем затемнение, наблюдавшееся с 1950 г. В местах, как, например, в Гонконге исчезла треть освещённости за этот период, но теперь эта тенденция приостановилась. Однако прежняя освёщенность так же не вернулась. В других местах, например, в Индии тенденция затемнённости сохраняется.

Результаты, полученные д-ром Вилдом и его коллегами, основываются на показателях целой сети солнечных датчиков, которые измеряют количество солнечного света, падающего на них. Правда, эти датчики не расположены равномерно по всей поверхности планеты. Они установлены в Африке, Южной Америке, но на 70% планеты, покрытых водой, их нет ни одного

Чем больше солнечного света попадает на почву, тем выше температура в тех местах Земли. Этим можно было бы объяснить рекорды температур, зарегистрированных в конце 1990-х годов и это могло бы ускорить тенденцию разогрева в будущем.

Результаты этих исследований подчеркивают значительный пробел в объяснении климата планеты. Ученые не могут понять и причины последовательного потемнения и усиления освещенности и как это влияет на климатические изменения.

Существуют два возможных объяснения: тучи и загрязнение атмосферы. Не обязательно эти два явления взаимосвязаны. Кроме того, блокировать прохождение света могут взвешенные в воздухе частицы, способствующие образованию мельчайших водяных капелек из паров воды. Они также могут сделать тучи более темными или замедлить изливание ими воды.

Земля возвращает в космическое пространство 30% солнечного света, который достигает её поверхности. Малейшие изменения отражающей способности могут существенно влиять на изменение климата, как и углекислый газ, накапливающийся сейчас в атмосфере, и, создающий парниковый эффект.

По материалам: