ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Вековой минарет в Ираке был снесен властями, так как мешал уличному движению

Великая Эпоха
Мужчина идет мимо обломков минарета Аль-Сираджи в Басре, Ирак, в понедельник, 17 июля 2023 года. (AP Photo/Nabil al-Jurani)

На протяжении трех столетий мечеть Аль-Сираджи с минаретом, сложенным из обветренного кирпича, и вершиной, инкрустированной голубой керамической плиткой, была отличительной чертой города Басра на юге Ирака.

В последние годы он стал одной из немногих туристических достопримечательностей этого богатого нефтью, но запущенного города, хотя местные жители жаловались, что минарет выступает на улицу и мешает движению.

В пятницу рано утром минарет высотой 11 м был снесен до основания, при этом на сносе присутствовал губернатор Басры. Это вызвало волну негатива в социальных сетях среди сторонников сохранения культурного наследия Ирака.

Объекты культурного наследия в Ираке сильно пострадали от разграбления и разрушения за десятилетия военных действий.

"Однако на этот раз именно действия официальных властей поставили крест на нашем наследии", — говорит Джафар Джотери, доцент кафедры геоархеологии иракского университета Аль-Кадисия.

Мечеть Сираджи с минаретом была построена в 1727 году. Сама мечеть под снос не попала.

Губернатор Басры Асаад аль-Эйдани в своих публичных заявлениях сообщил, что местные власти получили разрешение на снос минарета от Управления по делам суннитов Ирака, в ведении которого находятся суннитские религиозные объекты. По его словам, вся мечеть будет заменена на современную, с более совершенным дизайном.

"Кто-то может сказать, что это историческая мечеть, но она находилась в центре улицы, и мы снесли ее, чтобы расширить улицу в интересах общества", — сказал губернатор в видеоролике, опубликованном на официальной странице Facebook медиа-бюро мухафазы Басры.

"Минарет появился раньше улицы, — сказал Джотери, — и является одним из старейших объектов в Басре. Он не посягает на улицу, скорее, на него посягают".

Значение минарета "заключается не в его религиозном контексте, а скорее в его исторической ценности", — сказал Адиль Садик, инженер-нефтяник из Басры. "Этот минарет не принадлежит какому-то отдельному человеку или группе лиц; скорее, он является коллективной собственностью города и заветной частью его коллективной памяти".

Ахмед аль-Олаяви, представитель Министерства культуры, подверг критике разрушение минарета. Он сообщил, что ранее министерство представило правительству Басры предложения о демонтаже минарета и переносе его в другое место, подальше от улицы. Аль-Олаяви призвал провести судебное расследование по факту сноса.

Управление по делам суннитских общин в своем официальном заявлении отрицает выдачу разрешения на снос и выражает свое потрясение.

"Мы просили администрацию Басры перенести минарет на другое место, а не разрушать его", — заявил в своем выступлении по телевидению глава суннитской общины Мишаан аль-Хазраджи.

Али Назим, житель Басры, сказал, что он согласен с целью расширения улицы и обеспечения лучшего движения транспорта, но "то, как это было сделано, вызвало гнев".

"В других странах при расширении улиц защищают даже дерево", — говорит Али Хилал, иракский фотограф, занимающийся популяризацией исторических объектов в Ираке. "Почему мы уничтожили трехвековой объект, чтобы расширить улицу?"

После поднявшейся шумихи губернатор Басры заявил, что турецкая компания, специализирующаяся на сохранении наследия, может заняться восстановлением минарета из обломков.

Джотери сказал, что сомневается в том, что это возможно. Он отметил, что кирпичи минарета не были пронумерованы, чтобы их можно было собрать заново, а использование бульдозера повредило уникальные свойства кирпичей.

"Каждый посетитель Басры за последние 300 лет видел этот культовый минарет и формировал воспоминания о нем", — сказал он. "Но теперь ни у моего, ни у вашего сына не будет возможности увидеть его".